Драган Р.А.

ФЕНОМЕН ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Чтение как социокультурное явление сегодня можно рассматривать как целостную иерархическую структуру, состоящую из комплексов взаимосвязанных элементов. Сложность этой системы обусловливается целым рядом факторов, косвенно или непосредственно влияющих на чтение: политических, социальных, культурных, этнических.Большое влияние на существование института детства оказывают школа, семья, социальное окружение, внешкольные учреждения, общественные организации.

На наш взгляд, особую ценность представляет сегодня гарантированная многоуровневая поддержка и стимулирование именно детского чтения, поскольку дети являются носителями и непосредственными ретрансляторами знаний и накопленного социального опыта современной цивилизации, оплотом и генофондом каждой самобытной нации.

Поддержка и стимулирование государственными и общественными институтами чтения как социально значимого фе-номена становится сегодня одним из приоритетных направлений культурной политики.Как отмечают большинство специалистов, чтение – одно из средств формирования общественного сознания и мировоззрения, отражает социальное и духовное состояние общества.

Как известно, процесс осознания феномена функциональной неграмотности, или кризиса чтения начал проявляться еще в 70-х гг. XX в. в наиболее развитых западных странах. Проявления его – частичная или полная утрата значительными группами населения навыков чтения, низкий уровень восприятия прочитанного – приводят в конечном итоге к ряду негативных соци-альных и экономических последствий.

К сожалению, в отечественной практике эта проблема недостаточно осознана и неэффективно решается как на государственном уровне, так и в гражданском сознании, что выражается прежде всего в недостаточно разработанной нормативно-законодательной базе, механизмах стимулирования и развития детского чтения, а также в отсутствии четко выработанной стратегии координации и интегрирования социальных институтов, деятельность которых связана с проблемами детей и чтения.

Следует отметить, что лишь в последнее время наметился позитивный сдвиг в осознании важности указанной проб-лематики, что выражается в попытках обобщения опыта, в разработке собственных концепций, поощрении программ чтения.

Специалисты выделяют несколько типов таких программ:

- ликвидация элементарной неграмотности взрослого населения;

- борьба с функциональной неграмотностью взрослых;

- непрерывное образование взрослых;

- помощь детям в освоении грамотности;

- семейная грамотность;

- помощь детям с ограниченными возможностями.

Практически во всех этих программах самое деятельное участие принимают библиотекари, нередко играя роль организаторов, координаторов и творческих исполнителей проектов.

К сожалению, отсутствие у большинства отечественных библиотек возможности самостоятельно решить финансовые и материально-технические аспекты функционирования подобных программ заставляет их обращаться за гран-товой поддержкой западных организаций, требования которых к составлению и дальнейшему развитию программ детского чтения носят навязывающий, экспансивный характер, зачастую не учитывают специфики регионов, проблемных полей и социально-культурной ситуации на местах.

Кроме того, усложнение информационного пространства, появление новых, смежных сфер социальной и производственной деятельности не снимают, а наоборот, усугубляют проблемы воспитания читательской культуры, особенно в экономически отсталых регионах.

Показатели по чтению в городах районного подчинения на порядок выше, чем в развитых городах. Именно здесь более всего имеет место детское литературное творчество. Эти дети особенно остро ощущают недостаток в книге.Согласно результатам крупномасштабных социологических исследований, проведенных НАН Украины, интерес к художественной литературе юных читателей имеет, в основном, прагматический, информационный характер и связан, прежде всего, с требованиями школьной программы и не охватывает, к сожалению, досуговую и творческую деятельность.

Значительное место в становлении ребенка как читателя играет семья, где подрастающее поколение получает свой первый социальный опыт. Роль семьи в формировании устойчивой потребности в чтении, интереса к книге важна не только в первые годы жизни ребенка, но и в дальнейшем, когда у него появляются навыки самостоятельного чтения, отбора и использования литературы с конкретными целями. Важный момент – чтение вслух, обсуждение прочитанного, совместные игры и посещение библиотеки вместе со взрослыми.

Еще одна проблема – приобщение к книге и чтению неблагополучных детей, детей-сирот, склонных к правонарушениям. В Харьковской области на учете служб по делам несовершеннолетних находится больше 5,5 тыс. детей из 2,9 тыс. неблагополучных семей, что на 42 % больше аналогичного периода 2002 г. Во время проведения рейдов в 2003 г. выявлено 1,7 тыс. несовершеннолетних, около 540 из которых беспризорники, склонные к правонарушениям, бродяжничеству и попрошайничеству. На начало учебного года выявлено 465 детей, не посещающих школу без уважительных причин.

Анализ контингента детей, которые находились в приютах, говорит, что 75% несовершеннолетних воспитывались в неблагополучных семьях. Причины попадания в приют – бродяжничество (43%), конфликт в семье (8%).

Скоординированные усилия заинтересованных социальных институтов, нормативно-законодательная поддержка детского чтения, функционирование общегосударственных, локальных и местных программ развития детского чтения станут залогом для формирования качественно новой политики в области защиты института детства.

Hosted by uCoz