Голубева Е.М.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР
РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ГРАЖДАН НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ

В новом тысячелетии возросло внимание российского общества и властных структур к гуманитарным проблемам, к проблемам сохранения и развития духовно-нравственных традиций отечественной культуры и, как следствие, к проблемам чтения детей и их читательской культуры. Эта дефиниция обозначает целый узел различных вопросов. Тут и психолого-педагогические проблемы воспитания у детей потребности обращаться к печатному слову, разработка программ создания действенной системы стимулов, побуждающих к этому подрастающее поколение, формирования культуры поиска и восприятия текста (не только художественного, но и учебника, руководства по применению чего-либо, объявления, инструкции и т.п.). Это, не в последнюю очередь, и проблемы формирования потребительского рынка издательской продукции, адресованной не только подрастающему поколению. Ведь через 10–15 лет наши юные сограждане вырастут и смогут читать всё. Вопрос в том, захотят ли?

Что могут предпринять в этом направлении общество и государство? Какие направления деятельности библиотек наиболее актуальны в сегодняшней ситуации?

Анализ эффективности работы библиотек по обеспечению и поддержке детского чтения за последние годы приводит к выводу о росте востребованности библиотек, библиотечных фондов даже в наше время бурного развития технологий, которые преобразили весь процесс создания, поиска и доставки информационных продуктов. Об этом говорят и статистические показатели, и результаты исследований.

Детские библиотеки, располагающие, как правило, кадрами подготовленных специалистов, применяют разнообразные приёмы, методы и формы работы с учётом половозрастных и индивидуальных особенностей своих посетителей.

Сотрудничая с писательскими объединениями, местными отделениями Российского детского фонда, с издательствами, редакциями профессиональных и детских периодических изданий, крупнейшие детские библиотеки вносят значительный вклад в решение вопросов привлечения к чтению подрастающего поколения, просвещения родителей в области детской литературы и методики приобщения к чтению в семье, экспертной оценки изданий для детей.Библиотеки становятся проводниками нового взгляда на чтение как национальную ценность и общественную задачу среди широких слоёв населения.

В сегодняшней ситуации особое значение приобретают социокультурные функции детских библиотек, как традиционные, так и вызванные новыми условиями и потребностями. В аспекте поддержки чтения детей и подростков очень важно рассматривать роль библиотеки как среды для общения на основе прочитанного, на материале литературы, как среды развития читательской культуры. Почти каждая библиотека – это своеобразный клуб по интересам, вернее, по интересу к книге. Сейчас нередко приходится сталкиваться с тем, что читающему школьнику не с кем поделиться впечатлениями среди своих сверстников, его начитанность неинтересна одноклассникам. А среди посетителей библиотеки – все интересуются книгой.

Программы деятельности детских и детско-юношеских библиотек РФ, направленные на реализацию в современных условиях социокультурной функции, которую можно обозначить как “Создание стимулирующей среды развития читательской культуры”, и разработка научного обоснования и методического обеспечения этой работы нуждаются во всемерной поддержке.

Что ещё находят пользователи в библиотеках? Прежде всего, конечно, информацию, в том числе информацию второго уровня. Печатные источники, содержащиеся в универсальных фондах публичных библиотек, дают возможность широкого выбора авторов, типов и видов изданий, и представление через них различных точек зрения, подходов, теорий, концепций, взглядов на тот или иной предмет, явление, событие. Это условие формирования критического мышления, критериев отбора информации, обоснования самостоятельных суждений.

Одно из основных направлений работы каждой детской библиотеки – это помощь в формировании информационной и библиотечно-библиографической культуры читателя. Организация фонда, справочно-поисковый аппарат, консультационная поддержка не только в поиске, но и в освоении информации – всё направлено на то, чтобы с детства закладывался фундамент грамотной работы с книгой, с текстом, начиная с осознания цели чтения и соотнесения с нею способа использования информации. Это работа стратегического значения, она направлена на сохранение традиций книжной культуры нашего общества.

Принципиально важно рассматривать уровень развития читательской культуры как фактор реализации конституционного права юных граждан на доступ к информации, к достижениям мировой культуры. В качестве конкретных первоочередных шагов необходима организация межведомственных усилий по научному обоснованию и методической разработке системы формирования основ информационной и библиотечно-библиографической культуры подрастающего поколения. И наверное, в первую очередь нужно разработать проект рабочего стандарта “Содержательные характеристики уровня развития информационной и библиотечно-библиографической культуры детей и подростков” и организовать его профессиональное обсуждение. Необходим и анализ публикаций (печатных и электронных), обобщение опыта работы библиотек и небиблиотечной практики по формированию основ информационной и библиотечно-библиографической культуры подрастающего поколения (в том числе экспериментальных программ по формированию основ информационной и библиотечно-библиографической культуры детей и подростков и методического сопровождения).

Hosted by uCoz