Беспалов В.М.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЧТЕНИЯ
В ПОМОЩЬ РАЗВИТИЮ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Важная проблема развития способностей человека в детском возрасте, видимо, является вечной или, по меньшей мере, долговременной. Например, до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о соотношениях врожденного и пе-дагогического факторов в становлении способностей. Во многих публикациях приводятся длительные рассуждения, а затем такое соотношение просто объявляется как 50 : 50%. Мы склонны оценивать соотношение актуализации наследственного и социально-педагогического факторов в большинстве социально значимых видов деятельности как 1 : 2 при обычных и типовых вариантах развития, то есть при отсутствии позитивных или негативных аномалий. В подтверждение нашего подхода есть широкий круг доводов, аргументов и аналогий, но опять же нет прямых экс-периментальных доказательств. Надежные экспериментальные результаты имеются только по смежным вопросам. Например, о наследуемости структур определенных участков мозга, а следовательно, и конкретных способностей, ба-зирующихся на активности этих участков. Преимущественно наследуются левополушарные височные области (им соответствуют способности математического склада, обработка смысловых словесных речевых сообщений), затылочные участки (связаны с основными органами восприятия).Однако высшие уровни творчества коренятся в правом полушарии.

Среди всего комплекса способностей следует особо выделить способность к творчеству. Из самого определения термина “человек” следует, что его главное отличие от остального живого мира заключается в возможности создавать новое, неизвестное ранее из прошлого личного опыта. Творческая способность (предрасположенность к инновационной, эвристической деятельности) взаимосвязана с другими способностями.Она носит довольно универсальный характер, в то время как другие – конкретизированный и специализированный, профилированный. Что касается профилированных способностей, то можно сформулировать ряд выводов об их правильном стимулировании в детском и юношеском возрасте и читательско-книжном сопровождении. Поскольку участки растущего мозга физиологически не сформированы сразу и их соотношение может из-меняться, то следует первый крупный вывод о непригодности и ненадежности попыток ранней специализации в обучении и в отраслевой организации чтения. При ошибках в применении ранней специализации порождаются противоречия с природой человека. С течением времени соотношение ролей левого и правого полушарий может измениться и скорректироваться, и на-стоящая природа предрасположенностей выявится позже. Лишь изредка поэты или музыканты выявляются сразу – с четырех-пяти лет. В обычных случаях надо предоставлять многовариантные возможности опробования своих сил. Отметим, что в жизни реализуется гораздо меньше задатков, чем наследуется от рождения. Дети в среднем более талантливы, чем взрослые. Часть задатков затухает в процессе воспитания, образования, вхождения в рамки общественно-экономических отношений. Необходима усовершенствованная и целостная система мер по поддержке творческой способности, начиная с раннего возраста. Книга и чтение являются одним из важнейших орудий развития детей и, в частности, их предрасположенности к инновационному мышлению. Кроме того, является вредной ранняя социализация, ранний выход из детского состояния. Чтобы вырасти умным, человек должен расти долго.

Правильно организованное детское чтение имеет ряд кардинальных отличий процессуального и тематического характера от подросткового или взрослого. Научимся проецировать эти отличия на универсальность творческой установки. Прежде всего, отметим безусловную полезность всех видов связи читаемых книг с игровыми формами и сюжетами рисунков, переход от чтения и слушания к подражательным действиям (до переходного возраста); к самостоятельному сочинительству и фантазированию, прогнозированию сюжетных линий. Естественны и полезны перечитывания, в том числе многократные, одних и тех же понравившихся отрывков текстов. Это первичная, упрощенная форма совершенствования эстетического компонента личности. Важно, чтобы в процессе чтения возникали сопереживания с героем или с персонажами произведения. При этом признаком творчества является несовпадение сопереживания с оценочным переживанием взрослого человека. Большое значение имеет чтение вслух, в том числе выразительное чтение для ребенка со стороны взрослых. Обязательно надо проводить беседы о прочитанном. Самостоятельный и непротиворечащий природе развивающий эффект несут в себе сравнения прочитанного произведения с экранизациями этого же произведения, вне зависимости от качества экранизации. Хорошими потенциями локального развития творчества у детей обладают компьютеры, но именно у детей и юношества, для взрослых тут слишком велика доля простого репродуцирования. Однако важно приучить ребенка к книге раньше по времени, чем к компьютеру, ибо в противном случае велика вероятность получить нечитателя.

Детские и юношеские библиотеки обладают резервами с точки зрения реализации рассматриваемых задач.Их работа отличается спецификой методик, применяемых в обслуживании, внедрением отдельных уникальных методов, не используемых в библиотеках иных типов.

К такой специфике прежде всего относится грамотная увязка работы с возрастной классификацией, которая базируется на усредненных природных этапах нарастания и готовности к развитию уровневых интеллектуальных возможностей ребенка. Этапы последовательны, но на самом деле не совсем равномерны во времени. Классификация содержит много усреднений. Кроме того, многие процессы имеют первосигнальную основу. В возрастные этапы периодично, но не совсем равномерно нарастают возможности восприятия, воображения, памяти, абстрагирования, внимания. Надо уметь связать конкретный возраст с фактическим местоположением на шкале динамического развития. Тут кроется одно из главных отличий от работы со взрослой аудиторией в сфере культуры чтения: тот недостаток (допустим невнимательность), который у взрослого человека мы однозначно диагностируем в качестве ущербного, у ребенка и подростка может являться не недостатком, а всего лишь осо-бенностью возрастного периода, которая может усовершенствоваться и гармонизироваться сама собой в следующий период.

Важной особенностью деятельности детских библиотек представляется взаимодействие с родителями, налаживание просветительской работы. Необходимо разъяснение всем воспитателям: с точки зрения развития творчества надо как можно реже вмешиваться в самостоятельную активность ребенка с намерениями ее торможения. Да, познавательный рефлекс несет в себе много неудобств и даже опасности для здоровья. Надо научиться останавливать ребенка только в крайних случаях, избегать выработки условного рефлекса торможения при столкновении с новым. В помощь этому можно выработать специальные методики: “как можно меньше запретов на познавательную активность”, “стимулирование и поощрение познавательной активности”, что несложно вкладывать и в общение с книгами. В качестве дополнительных приемов можно иногда устанавливать искусственное или надуманное препятствие на пути познавательной активности. Препятствие должно быть преодолимым или временным, служить лишь механизмом возбуждения борьбы за право на познание, завершаться успехом.

В практике имеет широкое распространение применение игровых форм и повышенная яркость устных и наглядных методов работы. Такая тенденция закономерна и правильна, ее можно еще усиливать и дополнять. Так например, методы работы “игровые комнаты”, “комнаты сказок” можно еще модернизировать и довести до организации “лабораторий самостоятельного творчества” – рукодельного, рисовального, чертежно-изобретательского, что реализовано во многих зарубежных детских библиотеках.

Высказанные положения реализуемы в книжной сфере и в работе детско-юношеских библиотек. Поощрение самостоятельной активности ребенка, начиная с его первых контактов с книгой и библиотекой, должно стать привычным стилем жизни.

Hosted by uCoz