Чудинова В.П.

ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ПОДДЕРЖКИ ЧТЕНИЯ В РОССИИ

Феномен чтения относится к фундаментальным достижениям человеческого разума, его особая роль в развитии цивилизации как таковой, равно как и любого развитого общества, неоспорима. Роль и значение чтения и грамотности сегодня высоко ценится и осознается мировым сообществом: 2003–2012 гг. объявлены ООН десятилетием грамотности.

Но сегодня в России в результате огромного количества перемен за прошедшие десятилетия, произошедших в жизни общества, статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. В эпоху постмодерна роль чтения, и особенно чтения в его обычном понимании как чтения классической литературы, романов лучших современных писателей, снижается. Такого рода чтение становится все более элитарным занятием – “для посвященных”. Массовое чтение художественной литературы принимает иную форму, все более смещаясь в сторону тривиальной “малохудожественной” литературы, становясь средством отдыха и ухода от реальности.

Параллельно с изданием новой литературы, адресованной различным читательским группам, читательская аудитория все больше дробится, фрагментируется. Однако старые механизмы создания “человека читающего” и его круга чтения практически утрачены. Традиционные “властители умов”, влияющие на возникновение “читательской моды” (критики, филологи, публицисты, печатавшие свои рецензии в журналах и газетах), сегодня имеют очень небольшую аудиторию “элитарных” читателей. Массовое чтение оторвано от этого круга знатоков и распространяется по иным закономерностям. В основном оно формируется непосредственно самим рынком и источниками получения книг. Современный книжный рынок сориентирован преимущественно на ту литературу, которая сулит быстрый оборот средств и сиюминутную выгоду. В результате в чтении большинства россиян преобладает тривиальная литература низкого худо-жественного уровня (детективы, сентиментальные романы и проч.). Классическую литературу и современных авторов, которых можно отнести к “серьезной” литературе, читает лишь небольшая часть населения. Издается и переводится (и читается) мало новой научной литературы (особенно зарубежных авторов).

Кризисные процессы в той или иной мере происходят в чтении многих социальных групп. Особенно острые проблемы существуют в чтении детей и юношества. “Давление” рынка привело к тому, что в литературный процесс мало попадают новые отечественные писатели, в связи с чем репертуар чтения художественной литературы подростков и юношества крайне слабо обновляется. Таким образом, в чтении детей, подростков, юношества начинают преобладать либо устаревшие, либо примитивные тексты художественной литературы (как и у взрослых, все те же детективы, “ужастики”, а также комиксы). Продолжается падение уровня читательской культуры у многих социальных групп де-тей и подростков, особенно у тех, кто живет в неблагоприятных условиях.

Большое количество проблем в области чтения также связано с тем, что школа сегодня недостаточно развивает умение и навыки школьников в сфере чтения и информационной грамотности. Программы преподавания литературы построены таким образом, что вместо любви к классическому наследию, многие школьники отторгают его и восприни-мают литературу по учебной программе чисто формально. Это обстоятельство также ведет к снижению уровня читательской культуры.

Однако в связи с тем, что в чтении различных групп населения происходит падение статуса книги и чтения (что особенно заметно в чтении групп детей и молодежи), в обществе нарастает напряженность, возникают опасения по поводу происходящего “кризиса чтения”. Об усилении интереса общества (в некоторой степени и власти) к этой проблеме свидетельствует ряд конференций, среди которых: Всероссийский конгресс в поддержку чтения (Москва, 2001 г., Все-российское совещание “Читающие дети – читающая нация” (Москва, 2002г.), Международная конференция “Читающий мир и мир чтения” (Санкт-Петербург, 2002 г.) и др. В 2002 г. в рекомендациях парламентских слушаний Совета Федерации Федерального собрания РФ по проблеме библиотечного обслуживания детей в РФ 2003 г. был объявлен Годом чтения в России. В ряде регионов России в 2003 г. многие центральные библиотеки провели межрегиональные и областные конференции по теме детского чтения.

Кризисные явления в сфере чтения во многом связаны с фундаментальным характером чтения, управление которым неизбежно должно носить межведомственный характер. Чтение пронизывает практически все сферы нашей жизни, и проблемы чтения затрагивают также практически все аспекты: уровень грамотности и культуры граждан, занятость и рынок труда, безопасность общества и многие другие. Ведомственность и отсутствие широкого взгляда на проблему мешает увидеть ее целостно. Министерства и ведомства в отраслях науки, культуры, образования, средств массовой информации и др. работают в отрыве друг от друга. В результате этого образуется “разрыв” в стратегических подходах и конкретных планах по решению сходных (нередко одних и те же) проблем.

Не удивительно в связи с этим, что “глас народа” нередко опережает решения властных структур. Так, например, предложения по созданию национальной политики в области чтения были сделаны энтузиастами из общественных структур и поддержаны специалистами и общественностью в 2001 г., когда состоялся “Конгресс в защиту чтения”. В 2002 г., после усилий специалистов и общественности, был принят ряд государственных решений в поддержку детского чтения и библиотек. Параллельно Институт “Открытое общество” инициировал конкурс на поддержку новаторских проектов в сфере чтения, создание в России центров чтения.Ряд таких центров был создан в 2002–2003 гг. и сегодня они продолжают свою работу.

Однако если в сфере культуры направление в проведении мер по поддержке чтения заметно усилилось, то, с на-шей точки зрения, в сфере образования оно развивалось недостаточно.В этой области по-прежнему превалируют ус-таревшие подходы к развитию читательской культуры и тесно связанной с ней информационной грамотности у школь-ников и студентов.Сегодня эта сфера становится чрезвычайно важной.Именно она способна во многом компенсировать деструктивные процессы и способствовать повышению уровня читательской культуры у многих юных читателей. Сегодня особенно необходимо введение в рамках средней и высшей школы особого предмета – “чтение”, который должны вести специально подготовленные преподаватели чтения.

Отметим, не только за рубежом, но и в России также имеются интересные разработки по развитию культуры чтения и информационной культуры у студентов и школьников, в центре которых умение работать с текстом.В частности, они проведены в Кемеровской государственной академии культуры и искусств (предложены методики для тестирования уровня информационной грамотности студентов и старшеклассников; разрабатываются методические материалы для преподавателей).

С нашей точки зрения, сегодня необходимо: проведение межведомственной политики по поддержке чтения разными слоями и социальными группами населения; работа по поднятию престижа чтения и русского языка в обществе; изменение подхода к обучению чтению и информационной культуре в сфере образования; знакомство с мировым опытом по поддержке чтения, его освоение (исследования, участие в конференциях, стажировка специалистов, изучение подходов и методик и многое другое).Сейчас также остро необходим сбор информации о чтении в сферах разных наук, развитие междисциплинарного подхода, изучение международного опыта и многое другое.

Сегодня, когда в большинстве стран мира делается так много для построения общества знаний, необходимо изменение взгляда на чтение и тесно связанную с ним информационную культуру как на задачу государственной важности. Крайне необходимо создание специальных институтов, которые будут заниматься проблемой чтения в государственном масштабе. Нужна также государственная поддержка как государственных, так и общественных организаций, которые ставят своей задачей способствовать развитию “нации читателей”.

Hosted by uCoz