Цыганкова Л.М.

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНЫХ
БИБЛИОТЕК В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
У ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Сложившаяся информационно-библиографическая ситуация в школьных библиотеках убеждает в том, что формирование информационно-библиографической культуры (далее – ИБК) у педагогов и родителей представляет немалую проблему. Этим озабочены и работники библиотек, и педагоги.

Существует немало традиционных форм, посредством которых в рамках обычной повседневной работы можно эффективно формировать ИБК. Традиционные формы проверены временем, доступны в любых условиях библиотек и в любых библиотеках: детских, школьных, сельских и т.д. Особая ответственность лежит на школьных библиотеках, так как они находятся под рукой у педагога и способны оперативно и мобильно работать на удовлетворение потребностей не только учащихся, но и педагогов, и родителей.

Тем не менее школьные библиотеки не готовы и пока не могут организовать полноценное информационное поле даже для школьников, не говоря уже о педагогах и родителях, по простой причине – из-за бедности фонда, отсутствия нужных периодических изданий. Однако на школьную библиотеку не следует смотреть как на место выдачи книг по школьной программе или распределитель учебников. Хотя именно эти функции пытается старательно исполнять школьная библиотека.

Школьная библиотека сама может организовать информационную среду. Ее главный инструмент – справочно-библиографический аппарат (СБА): каталоги, картотеки, библиографические пособия, специальные картотеки для родителей и педагогов.Темы их могут быть разные: по проблемам воспитания, образования, литературного и читательского развития детей.

Картотеки, например, “Что читают ваши дети”, “Прочитайте эти книги”, будут небезынтересны для родителей. Для учащихся незаменимой станет картотека (или библиографическое пособие) “самых-самых” книг: лучших, веселых, страшных, интересных и т.п.О появившихся в последние годы новых школьных дисциплинах также можно рассказать библиографически-информационным языком с использованием выставок учебников по экономике, человековедению, мировой художественной культуре и др.

Опыт убеждает, что педагоги, а тем более родители, не знают ничего о существовании библиографических материалов. Сведения о новой или специальной литературе педагоги черпают из профессиональных журналов: “Литература (химия, физика и др.) в школе”, “Народное образование” и др. Библиографическая продукция для учащихся, родителей, педагогов выпускается разными библиотеками и учреждениями, как федерального, так и местного уровня. Например, Алтайская краевая детская библиотека им. Н.К. Крупской, Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова и другие библиотеки города Барнаула и края выпускают пособия для всех возрастных групп учащихся, для педагогов и родителей.Учителям литературы будут полезны пособия по рекомендательной литературной библиографии. Популярные библиографические очерки, энциклопедии, созданные Российской государственной библиотекой, в формировании информационно-библиографической культуры педагогов могут стать важным элементом. Учителя должны знать, что обо всей русской и зарубежной литературе существуют книги особого жанра – “книги для чтения о книгах”, в которых есть вторичная и первичная информация.

Аналогичные рекомендации могут быть адресованы и другим учителям-предметникам. Вряд ли они знают о сериях библиографических пособий Российской государственной детской библиотеки и Российской государственной юношеской библиотеки “За страницами вашего учебника”. Эти пособия и сегодня могли бы сослужить добрую службу и учащимся, и педагогам, и родителям.

Опыт работы автора в этом направлении убеждает в том, что есть все основания утверждать, что каталоги, картотеки, библиографические пособия можно рассматривать как культурообразующий контекст педагогической деятельности.

Не секрет, что зачастую педагоги не умеют пользоваться школьным каталогом, не знают элементарных способов поиска литературы. Не каждый педагог является читателем массовой городской или сельской библиотеки. Это тревожный фактор, и он должен привлечь внимание работников библиотек. Для педагогов и родителей библиотеки могут организовать особые Дни встреч – с новой книгой, с новым библиографическим пособием, с периодическими изданиями, ус-троить презентацию (премьеру) книги и др. Дни информации могут подаваться на более широком и высоком уровне, например с приглашением писателей, представителей властных структур, бизнесменов, банковских работников, медиков, вузовских преподавателей.

На таких встречах, презентациях возможно разрешение разных проблем. Так, библиотека может, собрав знающих и деловых людей, выступить в роли заказчика для издателей, писателей и т.д. Для участников и гостей разумно предложить информационно-библиографический практикум у каталогов и картотек.

В таких формах работы по формированию ИБК педагогов и родителей можно использовать библиотечный маркетинг: изучить окружающую среду по разным признакам, потребности и интересы потенциальных участников.

Внедряемые в последние годы в школьный учебный процесс занятия по ИБК могут быть ориентированы на учителей конкретной школы, гимназии, лицея. Небольшой мониторинг покажет, насколько педагоги нуждаются в подобном курсе, какая им нужна помощь и программа.

Более сложной работой по формированию ИБК является работа с родителями. Отдельные элементы информационно-библиографической политики школьных библиотек представляются такими: во-первых, выявление инфор-мационно-библиографических потребностей родителей и всей семьи; во-вторых, определение путей их удовлетворения; в-третьих, содействие эффективности использования информации родителями. Эти элементы имеют свое инфор-мационно-библиографическое “лицо”.

Содействием эффективности использования информации родителями должны заниматься все библиотеки и все подразделения библиотек. Это могут быть и платные услуги, и маркетинг в форме опережающего информирования по учебной программе, о календарных датах и др.

по формированию основ экологической культуры детей и юношества, освещались вопросы эколого-эстетического воспитания молодежи, привлечения юношества к экологическим природоохранительным проектам.

В планах Всероссийского библиотечного научно-методического центра экологической культуры – осуществление информационно-консультативной деятельности, адресное распространение экологической информации, организация научно-методического обеспечения российских смотров-конкурсов библиотек по экологическому просвещению населения, проведение ряда международных всероссийских и региональных библиоэкологических форумов. Совокупность элементов информационно-библиографической политики библиотек может быть расширена, обогащена, насыщена актуальным и региональным содержанием, продиктована рынком и социокультурной ситуацией.

Информационно-библиографическая культура родителей – это комплекс знаний, умений и навыков, позволяющий ориентироваться в специально организованном пространстве библиотеки с целью организации личного и семейного чтения. Этот комплекс предполагает знание СБА, СБФ библиотеки, умение им пользоваться при подборе литературы для детей и для себя, навыки работы с книгой в семье: следить за чтением детей и информировать их, уметь читать вслух и обсуждать прочитанное, помочь детям освоить технику чтения, ориентироваться в книге с целью максимального и глубокого восприятия детьми прочитанного, по возможности применять рациональные приемы работы с книгой – учебной, научно-познавательной.

Формирование ИБК родителей – долговременная программа. В нее входит и повседневная работа при записи в библиотеку, ориентация на СБА и др.

Информационно-библиографическое просвещение родителей организуется в массовой и индивидуальной форме. Это формы как непосредственного, так и опосредованного воздействия библиотеки на родителей.Одной из первых ступенек является посещение библиотеки с ребенком с целью записи его на абонемент или в читальный зал.Здесь родителей встретить специально организованное информационное пространство: уголок для школьника (дошкольника), подбор литературы, списков, пособий для родителей и детей, выставка и т.п.

Наглядность сыграет свою роль на первом этапе, при организации выставки-просмотра для родителей, приглашенных на лекцию, обзор, беседу.У выставки, где найдут свое место методико-педагогические и психологические публикации, полезно организовать консультации, приготовить списки литературы, предложить заполнить анкеты и др.

Особого внимания заслуживают способы информационно-библиографической ориентации родителей на классных и общих родительских собраниях.

Рассмотренные примерные пути формирования ИБК педагогов и родителей разнообразны.Они реализуются в повседневной совместной деятельности библиотеки, коллектива педагогов и семьи и подчинены единой цели – по-вышению читательской, информационной и общей культуры.

Hosted by uCoz