Балашова Л.А.

ТВОРЧЕСТВО К.Д. УШИНСКОГО
В ЧТЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ

В проведенном в библиотеках Тамбовской области исследовании проанализирован материал, позволяющий выявить особенности включения русской классической литературы ХIХ в. в чтении современных детей и место в детском чтении К.Д. Ушинского как детского писателя и составителя книг для чтения “Детский мир” и “Родное слово”.

Анализ отношения читателей 6–8 лет к рассказам и сказкам К.Д. Ушинского показал, что читательский спрос на эти произведения определяется школьной программой по классному и внеклассному чтению. Круг чтения произведений К.Д. Ушинского определен в школьных хрестоматиях по литературе.Анализ этих учебных изданий почти за 50 лет показал, что со временем он значительно сузился, причем за счет малых жанров фольклора, включенных Ушинским в чтение детей, и научно-познавательных рассказов.

Проведенные мероприятия в детской библиотеке свидетельствуют о том, что детям показались интересными рассказы и сказки К.Д. Ушинского, их нравственное и эмоциональное воздействие на читателей достаточно ярко проявилось в процессе социологического исследования. Некоторые научно-познавательные рассказы (“Как человек ездил по земле”, “Как ездят без лошадей”, “По воде на колесах”, “Как люди летают по воздуху”, “Как рубашка в поле выросла”) устарели в техническом отношении, но живое и образное повествование позволяет рекомендовать их использовать для бесед об истории цивилизации, истории вещей, истории материальной культуры, истории техники.

Необходимо активнее включить в чтение детей такие материалы из книг Ушинского “Детский мир” и “Родное слово”, как фольклор, басни, притчи, русскую классическую поэзию и произведения, написанные и обработанные самим Ушинским. В этих произведениях заключен и сохраняется высокий духовный потенциал, важный нравственный смысл в высокохудожественной форме, поэтому с помощью детской библиотеки они должны быть востребованы и во-сприняты современными детьми. Руководители детского чтения в материалах данной дипломной работы получили достаточно объемное и конкретное представление о педагогической системе Ушинского.Так, отказ в обучении школьников от принципа “забавляя, обучай” весьма актуален в современных условиях, когда обоснование волевых и трудовых усилий в процессе обучения является и требованием современной педагогики. Основные положения педагогики Ушинского и художественные произведения из его книг для чтения “Детский мир” и “Родное слово” представляют особый интерес для детского библиотекаря, выполняющего функции библиотекаря-педагога.

Библиотекари и другие респонденты, опрошенные в процессе исследования, считают, что русской классике ХIХ в. следует уделять больше внимания и в школе, и в библиотеке, и в домашнем чтении.Эффективными оказались такие формы работы в библиотеке как громкие чтения, книжная выставка, рекомендательная беседа и беседа о прочитанном.

Для обязательного классного и внеклассного чтения в школе рекомендуется изучать произведения Ушинского в 1 и 2 классах. Это такие рассказы, как “История одной яблоньки” (2 класс), “Как рубашка в поле выросла” (2 класс), “Бишка” (2 класс), “Четыре желания” (2 класс), “Ласточка” (1 класс), “Играющие собаки” (2 класс), “Ветер и солнце” (2 класс), “Гадюка” (2 класс), “Утренние лучи” (2 класс). Все эти произведения есть в различных школьных хрестоматиях, учебниках родной речи, книгах для чтения и в отдельных изданиях.

В “Аннотированном каталоге детской литературы” к новым учебно-методическим комплексам по литературному образованию младших школьников в начальной школе только 6–7 летним читателям рекомендуются два сборника произведений К.Д. Ушинского – “Рассказы и сказки” и “Детям: рассказы и сказки”.

По оценкам библиотекарей-практиков, русскую классику ХIХ в. дети по собственному выбору спрашивают очень редко, почти никогда. Спрос самих читателей – младших школьников, произведений К.Д. Ушинского определяется школьным заданием учителя, хотя замечено, что рассказы и сказки Ушинского в процессе громкого чтения в читальном зале библиотеки вос-принимаются с большим интересом. Особенно дети выделяют такие рассказы, как “Четыре желания”, “Дети в роще”, которые написаны живо и увлекательно. Целенаправленная работа с произведениями Ушинского в библиотеке способна вызвать интерес и к научно-познавательным рассказам и очеркам автора. Простота изложения, образность и точность сведений – вот их достоинства. Поэтому большинство из них сохранили свою познавательную ценность и морально не устарели.

Библиотекари отмечают, что дети спрашивают только те произведения Ушинского, которые задает учитель прочитать, что интерес к классике проявляется слабо, в досуговом чтении детей книги Ушинского встречаются очень редко, научно-познавательные рассказы им нравятся, наиболее популярны “Бишка” и “Четыре желания”. Мероприятия в библиотеке по творчеству не проводились, но собираются провести к 180-летию со дня рождения писателя. Морально устаревшими рассказы Ушинского большинство опрошенных библиотекарей не считают.

На основании произведенного изучения интереса к чтению произведений К.Д. Ушинского детей 6–8 лет и к русской классической литературе ХIХ в. можно сделать следующие выводы:

1. Дети не имеют четкого представления, каких авторов следует относить к русским классикам ХIХ в.;

2. Русская классика ХIХ и ХХ вв. в детском представлении четко не классифицируется;

3. Доля классики при самостоятельном выборе книги для чтения у детей 6–8 лет невысока (5%);

4. Читательская активность по отношению к русской классике ХIХ в. остается низкой;

5. Рассказы и сказки К.Д. Ушинского присутствуют в обязательном чтении детей 6–8 лет, необходимо более активно включать их как в обязательное, так и в досуговое чтение;

6. В результате целенаправленной и плодотворной работы библиотеки дети начали с большим интересом и чаще обращаться к произведениям Ушинского;

7. Наиболее эффективными формами работы с произведениями Ушинского в библиотеке с детьми 6–8 лет оказались громкие чтения, книжная выставка и обсуждение прочитанного.

Hosted by uCoz