Тушевская И.А.

ИГРОВОЙ КОНЦЕПТ В КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЕ ДЕТСТВА

Игровое поле признано в современное время естественной средой бытования детства, а игровая деятельность рассматривается учеными как основная форма освоения социальных реалий, как когнитивный потенциал ребенка.

Теория игры в современном науковедении представлена известными именами К. Грооса, Ф. Бонтейдайка, А. Адлера, В. Штерна, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др.

Формируется общая теория игротехники, объединяющая научные исследования различных направлений, научных школ, различных философских концепций игровой деятельности детства.

Очевиден тот факт, что игровые техники представлены в настоящий момент научными разработками интеграционного плана. Иерархическая система научных исследований игры включает достижения возрастной психологии (К. Коффка, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Л. Франк и др.), педагогики (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.С. Библер, Д.Б. Эльконин и др.), философии (И. Кант, Ф. Шиллер, Х.-Г. Гадамер и др.), культурологии (Дж. Хейзинга, М.М. Бахтин, Ю. Левада и др.), коррекционно-социальной сферы (Г.Л. Лэндрет, Д Тафт, С.В. Муштакас, С. Хендрикс и др.).

Мы видим активное продвижение игровой системотехники как области научных и прикладных исследований: состоялась вербализация объекта и предмета, определены функции игры, научная литература дает представление о системах классификации игровой деятельности детства, все четче вырисовываются философские теории смыслообразования игрового процесса.

Общий культурологический паттерн игровой деятельности вовлекает в себя сферу книжной культуры детства, универсальный характер которой позволяет оперативно реагировать на изменения социокультурной обстановки, обеспе-чивать развитие педагогических систем и поддерживать образовательную среду детства.

Книжка-игрушка является превосходным средством формирования игровой среды, средством, с помощью которого возможно создание “зоны доверия” к сложным для малыша графическим, буквенным и цифровым обозначениям смысла.

Книжки-игрушки образуют переходную зону от игровой деятельности ребенка к его социализации, к включению в мир книжной культуры. Задача книжек-игрушек “дать детям занимательное чтение в то время, когда они начинают скучать, играя в безответные игрушки”.

Через свободу выбора, через психологическую “зону удовольствия”, через отсутствие одномоментной обратной связи, при заданном отсутствии выраженной результативности чтения дети открывают новый занимательный мир, имя которому – книга.

В коррекционной работе значение книжки-игрушки возрастает многократно. Такие книги полезны малышам, так как создаются специально для решения конкретных познавательных, коррекционных задач.

Современная детская книжка-игрушка может существенно помочь в развитии малышей, жизнь которых отягощена медицинскими проблемами.

Важно знать, какой познавательный потенциал заключен в веселых “мелочах” книжной культуры – книжках-гармошках, книжках-лото, книжках-театрах и многих других игровых изданиях для малышей.

Так, например, для усиления эмоционального восприятия аутичных детей используются книжные формы со звуковым сопровождением постраничного усвоения текстового материала.

Дети, страдающие нарушениями концентрации и устойчивости внимания, легче усваивают познавательный материал, сопровождающийся (в книжной форме) световыми сигналами.

Занятия по развитию логического мышления станут эффективнее с включением книжных форм – головоломок, имеющих значительные преимущества перед развивающими играми.

Детям с логопедическими проблемами полезно многократное обращение к изданиям с толстыми картонированными страницами, с неровными фигурными краями книжных полос, с вырезанными фактурными элементами.

Коррекционные занятия по развитию сюжетного восприятия пройдут успешнее с привлечением объемных “театральных” книг-игрушек; коррекция нарушений пространственного восприятия требует использования книжек - “гармошек”, “раскладушек”, “домиков” и т.д. Каждая конкретная коррекционная задача выбирает специальную форму и специальное содержание игровой детской книги.

Универсальность детской книги, готовность книжной культуры детства к объединению читательских аудиторий, способность к решению множественных задач (педагогических, психологических, культурологических, развивающих, коррекционных и т.д.) делают игровые формы детской книги полем перспективных экспериментов книгоиздателей, привлекательным объектом книжной торговли, эффективной педагогической площадкой для развития и обучения детей, средством коммуникативного канала, проявляя феноменологическую сущность как игровых технологий, так и самой книжной культуры.

Hosted by uCoz