Самохина Е.О.

ФОНД БИБЛИОТЕКИ КОРРЕКЦИОННОГО
УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ВОСЬМОГО ВИДА

Работа с книгой, занимающая ведущее место в системе обучения ребёнка с ограниченными интеллектуальными возможностями, способствует не только его читательскому развитию, но и приводит к заметным положительным измене-ниям интеллекта школьника. Поэтому коррекция психофизиологических недостатков ребёнка-олигофрена – это задача и педагогов, и медиков, и детских библиотекарей.

Сегодня фонд библиотеки коррекционного учебного заведения 8-го вида (для детей, страдающих олигофренией) насчитывает в среднем около 6 тыс. экземпляров изданий, из них более 50% составляет учебная литература. Остальная часть фонда – художественная литература и методические пособия для педагогов.

В настоящее время в большинстве коррекционных школ г. Москвы дела с комплектованием обстоят очень плохо. В соответствии с официальными документами, регламентирующими деятельности коррекционных учебных заведений, учебники и учебные пособия для таких школ должны переиздаваться раз в пять лет. Обязанности по выпуску учебной литературы возложены на издательство “Просвещение”, а с недавнего времени к этой работе подключилось ещё и издательство “Владос”, тем не менее учебников в фондах библиотек коррекционных школ не становится больше. Деятельность издательств подчиняется сегодня законам рынка и диктуется прежде всего коммерческими соображениями, по-этому учебники переиздаются небольшими (до 5 тыс. экз.) тиражами и реже, чем это предписывается соответствующими циркулярами. Выпуск малотиражных учебников, имеющих небольшую читательскую аудиторию, экономически нерентабелен для издательств. В результате библиотекари, работающие в коррекционных школах, вынуждены по десять-пятнадцать лет подряд передавать много раз подклеенные и бережно переплетённые учебники от одного поколения школьников другому. Стараясь восполнить нехватку учебной литературы, библиотекари обращаются за помощью к своим коллегам, работающим в средних учебных заведениях. Иногда списанные из библиотек средних школ учебники можно использовать в образовательном процессе коррекционного учебного заведения. Например, в настоящее время в связи с острой нехваткой учебника по истории России для 9 класса коррекционной школы большинство тем изучается по учебному пособию, адресованному пятиклассникам средней общеобразовательной школы.

В начале третьего тысячелетия невозможно представить фонд школьной библиотеки без аудиовизуальных материалов. Однако денег на приобретение кассет и дисков бухгалтерия, как правило, не выделяет, и библиотекари покупают их на свои средства.

Не меньшие трудности сопряжены с комплектованием фонда художественной литературой. Во многие коррекционные школы Москвы художественная литература перестала поступать с середины 90-х гг., а если методический центр округа, в котором находится школа, присылает книги, то делает это по “остаточному” принципу. Зачастую в фонд попадают издания, далёкие от читательских интересов ребёнка-олигофрена (сборники анекдотов, комиксы). Художественная литература, действительно необходимая детям, востребованная читательским спросом, приобретается в фонд в основном на пожертвования меценатов. Это русские народные и литературные сказки, рассказы Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского, В.В. Голявкина, К.Г. Паустовского, А.П. Гайдара, русская классическая литература, изучаемая школьниками по программе.

Методическая литература составляет небольшую часть фонда, однако такие издания необходимы для повышения уровня профессиональной подготовки учителей, эффективной организации коррекционно-воспитательного процесса. Сегодня библиотеки коррекционных школ получают периодические издания: журналы “Дефектология”, “Начальная школа”, “Физкультура в школе”. Их выписывают за счёт педагогов и кроме периодики никакой методической литературы в фондах библиотек почти нет. Библиотеки, опрошенные нами, единодушно утверждают, что педагоги остро нуждаются в методических разработках, посвящённых практическим аспектам социокультурной реабилитации ребёнка-олигофрена.

Hosted by uCoz