Самохина Е.О.

О СТРУКТУРЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО УКАЗАТЕЛЯ
“ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ”

Вопрос о библиотечной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности интеллектуального развития, до сих пор практически не рассматривался в отечественном библиотековедении.

Вместе с тем в силу социальных обстоятельств и экономических причин таких детей в нашем обществе становится все больше, и они пополняют число читателей детских библиотек России. Недостаточная педагогическая, психологическая, дефектологическая компетенция библиотекарей, незнание ими особенностей психики и интеллекта этих детей приводит к крайне низкому качеству библиотечной работы с данной группой читателей.

В целях углубления психолого-педагогической подготовки будущих сотрудников детских библиотек в учебную программу библиотечно-информационного факультета МГУКИ введен курс “Коррекционно-воспитательная работа в детской библиотеке”. Указатель “Организация коррекционно-воспитательной работы” является методическим пособием по данной учебной дисциплине и предназначен для самостоятельной работы студентов, однако он может быть использован и библиотекарями-практиками, желающими восполнить пробелы своей профессиональной подготовки.

Группировка материала в указателе обусловлена логикой и методическими принципами построения курса “Коррекционно-воспитательная работа в детской библиотеке”. Указатель включает научно значимые и авторитетные источники на русском языке, изданные с 1912 по 2002 г. Значительные хронологические рамки публикаций позволяют проследить развитие теории и практики социокультурной реабилитации ребенка-олигофрена и по фундаментальным работам классиков дефектологии: В.П. Кащенко, Л.С. Выготского, В.Н. Мясищева, и по трудам современных специалистов: Н.Н. Малофеева, В.Г. Петровой, А.Р. Маллера, О.И. Волжиной, а также обращаясь к последним достижениям отечественных библиотековедов: А.Е. Шапошникова, О.Л. Кабачек, И.А. Тушевской.

Указатель состоит из четырех разделов с единой нумерацией записей. Первый “Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями. Сущность и эволюция понятия” способствует возникновению системного представления о научных основах коррекционной педагогики.

Второй раздел “Правовые основы коррекционно-воспитательной работы” знакомит с важнейшими законодательными актами и нормативными документами, регулирующими процесс социокультурной реабилитации ребенка-олигофрена.

Третий раздел “Психологические особенности ребенка с нарушением интеллекта” включает труды представителей различных научных школ, отражающие спектр взглядов на проблему клинико-генетического и психолого-педагогического изучения детей, страдающих олигофренией.

Четвертый раздел “Методические аспекты коррекционно-воспитательной работы в детской библиотеке” посвящен практическим аспектам социокультурной реабилитации юных читателей с ограниченными возможностями интеллек-туального развития.

При составлении указателя были учтены законодательные акты, монографии, учебники, учебные пособия, лекции, сборники, а также журнальные статьи.

Hosted by uCoz