Савельева Т.С.

ДОСТУП ДЕТЕЙ К ИНФОРМАЦИИ В УКРАИНЕ:
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Динамичное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их внедрение практически во все сферы общественной жизни приводят как к позитивным изменениям, так и к возникновению проблем правового, этического и нравственного характера. К их числу относятся качество информации, баланс между всеобщим свободным доступом к информации и защитой прав интеллектуальной собственности, сохранением мирового информационного наследия и безопасностью информации частного характера. Поисками решения данных проблем активно занимается мировое сообщество, разрабатывая программы содействия экономическому и социальному развитию, взаимопониманию между народами мира. Окинавская Хартия глобального информационного общества, программа ЮНЕСКО “Информация для всех” отражают основные идеи Декларации прав человека.

Особое внимание международными организациями, правительствами развитых стран, различными ассоциациями и общественными организациями уделяется проблемам этического характера в обеспечении прав ребенка на доступ к информации с использованием ИКТ. Уникальная роль детства как жизненного этапа, определяющего дальнейшее раз-витие личности, осознается современным обществом. Права детей как объекта государственной заботы закреплены в Конвенции ООН о правах ребенка. В 1991 г. этот документ был ратифицирован Украиной и стал основным регла-ментирующим документом в сфере социальной политики в области детства. Обязанности государства обеспечить права ребенка на образование, всестороннее развитие, досуг, защиту определены в Конституции Украины 1996 г., Госу-дарственной программе “Образование (Украина XXI век)”, Концепции национального воспитания, отражены в зако-нодательстве в области библиотечного дела.

Использование ИКТ в библиотечно-информационной сфере способствует наиболее полной реализации прав ребенка. Однако новые способы доступа, обработки, передачи информации не только существенно дополняют тради-ционные ресурсы библиотек, изменяют способ предоставления услуг, но и ставят перед библиотекарями новые требования. Одним из направлений развития информационной политики Украины является создание условий для безо-пасности ребенка в современной информационной среде.Технологические изменения вместе с политическими, экономическими, социальными приводят к трансформации исходных принципов библиотечного обслуживания, в частности детей и молодёжи. Проблема совмещения декларируемых в официальных документах принципов интеллектуальной свободы с желанием защитить ребенка от “вредной”, “опасной” информации разрабатывается библиотековедами разных стран мира, обсуждается в профессиональной печати, на конференциях. Изучение теоретических разработок и опыта, накопленного в этой сфере, способствует совершенствованию национальной информационной политики Украины, дальнейшей разработке вопросов целесообразности и этичности внедрения средств ограничения доступа (фильтров) к “непристойным” материалам. Украинская библиотечная ассоциация выступает против использования таких фильтров. Рекомендации УБА “Доступ к Интернету как библиотечная услуга” (2001 г.) создавались на основе изучения соответ-ствующих документов ассоциаций Канады, Великобритании, США и др.

В такой ситуации основные меры информационной безопасности ребенка имеют не запрещающий, а превентивный характер (например, формирование высокой информационной культуры детей, пропаганда правил безопасности в киберпространстве). В то же время реализация права на доступ к информации в Украине должна соответствовать правовым принципам государства в сфере защиты нравственности в обществе. В ноябре 2003 г. в Украине был принят закон “О защите общественной морали”.В соответствии с ним содержанием государственной политики определяется создание необходимых правовых, экономических и организационных условий, способствующих реализации права на информационное пространство, свободное от материалов, представляющих угрозу физическому, интеллектуальному, морально-психологическому состоянию населения.

Совершенствование законодательной базы в информационной сфере Украины, дальнейшая разработка положений Кодекса библиотечной этики относительно права детей на информацию будет способствовать решению проблем информационной безопасности личности ребенка в новых условиях.

Hosted by uCoz