Попов Е.В.

РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
СРЕДСТВАМИ БИБЛИОГРАФИИ: XIX ВЕК

На протяжении многих столетий философы и педагоги главным фактором формирования личности признавали внешнее окружение. Образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом и происходит становление личности, ее мировосприятия.

Среди ключевых образовательных компетенций важное место современной педагогикой отводится умению самостоятельно искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, передавать информацию. Библиографическое пособие – реальный объект, способный содействовать формированию таких умений.

Именно библиографическое пособие играло доминирующую роль канала функционирования информации в обра-зовательной среде, начиная с середины XIX в. и им как эффективным воспитательным средством активно пользовались педагоги и библиографы России.

Создавая в рамках библиографических трудов модели чтения детьми научно-познавательной литературы, библиографы обращались по преимуществу к руководителям детского чтения: родителям, учителям, библиотекарям, ибо для них составлялись в ту пору, за редким исключением, библиографические пособия.

Задача погружения детей в образовательную среду своего времени, содействия адекватному восприятию окружающего мира, интеллектуально-духовного и предметно-практического освоения его подрастающим поколением решалась в рекомендательной библиографии того времени с помощью обстоятельной характеристики научно-познавательной литературы.

Известные библиографические работы Д.И. Писарева, Ф.Г. Толля, А.Я. Герда, Х.Д. Алчевской, Н.А. Рубакина, а также многочисленные указатели и обзоры в библиотечных и педагогических периодических изданиях отразили впервые появившуюся в России детскую и доступную детям взрослую литературу по математике, физике, химии, биологии, географии, наукам, начавшим интенсивно развиваться в нашей стране во второй половине XIX в.

Выпуски журнала “Рассвет” за 1859 г. содержали критико-библиографические статьи Д.И. Писарева, посвященные книгам естественнонаучного направления и доступные девушкам-подросткам.

Знакомясь с различными характеристиками книг, можно убедиться, что полезными по замыслу Д.И. Писарев считал произведения, посвященные предметам “очень смутно знакомых нашему обществу”: звездному небу, планетам, происхождению Земли, ее постепенному развитию и месту, занимаемому ею в мироздании.

Д.И. Писаревым высоко оценивались книги, приближающие к читателю процесс научного поиска, механизм творчества ученого-исследователя, внушающие уважение к мыслящим людям, чьи труды содействуют прогрессу общества.

Сознавая огромную важность литературы, “как одной из самых сильных пружин воспитания”, другой педагог – Ф.Г. Толль создает в 1862 г. библиографический труд “Наша детская литература” и дает ему характерный подзаголовок: “Опыт современной отечественной детской литературы, преимущественно в воспитательном отношении”.

Характеристики книг в труде Ф.Г. Толля сочетают в себе элементы психолого-педагогического и литературно-критического анализа детской литературы.Они глубоки, обоснованны, нацеливали педагогов-руководителей детским чтением на решение неотложных задач воспитания, какими они виделись в прогрессивной педагогике 60-х гг. XIX в.

Наибольшую пользу умственному, нравственному развитию будущего гражданина, как доказал своей библиогра-фической работой Ф.Г. Толль, способно принести такое руководство чтением, которое опирается на учет возрастных особенностей читателей-детей, поэтому вся представленная в указателе литература разделена на три категории – по возрастам читателей: для первого возраста (5–8 лет), второго возраста (8–12 лет) и третьего возраста (12–16 лет).

Ф.Г. Толль сформулировал критерии педагогической оценки книг для каждого возраста и опирался на них в своей работе. Наглядность и энциклопедическая широта раскрытия окружающего мира в книжках для младшего и среднего возраста, занимательность, образность, высокая нравственность и гуманизм, способность развить чувство прекрасного в произведениях для детей всех возрастных групп – вот основные требования Ф.Г. Толля к научно-познавательной ли-тературе, руководствуясь которыми он и оценивал ее в своем труде “Наша детская литература”.

Важным критерием оценки произведений детской литературы была у Ф.Г. Толля их моральная ценность. Научная книга должна быть нравственна, как и всякая другая, утверждал Ф.Г. Толль. Например, он резко обличает общее направление книги “Маленький собиратель насекомых”, так как видит в ней пренебрежение к жизни как принцип воспитания, “порождающий натуры холодные, эгоистические, бесчувственные, легко усваивающие жестокость, злорадство и другие пороки”. Ф.Г. Толль пишет: “Холодом смерти и тления веет от этой теории умерщвления бабочек. Не таков должен быть, по нашему мнению, дебют ребенка в естественных науках. Не по трупам, препарированным самим им, желали бы мы заставить его полюбить природу и начать знакомство с нею, ибо не в трупах – идея ее, но по живым существам, которых отправления и нравы заключают в себе самую высшую мораль”.

Ф.Г. Толль разделял мысли таких педагогов, как Белинский, Добролюбов, Писарев, Ушинский о вреде “потешающей педагогики”, совершенно справедливо отрицал детские книги, приносящие в жертву развлекательности её научное содержание.

Сложное структурное образование представляла собой библиографическая характеристика в библиографическом труде Х.Д. Алчевской “Что читать народу”.Она отражала комплекс решавшихся указателем задач: критическое исследование литературы, осуществленное библиографами-педагогами, сочеталось здесь с воспроизведением мнений читателей об этой литературе; в характеристике книги находили место методические советы в адрес руководителей чтением, рожденные на основе экспериментальной работы авторов указателя – учительниц воскресной школы – с биб-лиографируемыми книгами в среде читателей.

В своих рекомендациях библиографы коллектива Х.Д. Алчевской пропагандировали научно-познавательные книги, написанные с учетом потребностей детей в новизне, яркости, занимательности изложения, сопровождающиеся добротными иллюстрациями, оживленные добродушным юмором, дающие возможность испытать художественное наслаждение.

С большой симпатией характеризовались талантливо написанные произведения природоохранной тематики, отбор их говорил о стремлении составителей указателя формировать у читателей вкус к чтению подлинно научных, написанных в художественной манере книг. Среди авторов – Г. Вагнер, М. Богданов, Д. Кайгородов, Сетон-Томпсон.

Педагогически обоснованной системой рекомендации научно-познавательной литературы, так же как и у кружка Х.Д. Алчевской, опирающейся на экспериментальную работу по сбору наблюдений над чтением ее детьми, стало создание специального библиографического органа, посвященного детской литературе, “Библиографического листка, издаваемого при Учебном отделе о-ва распространения технических знаний” в Москве в 1881 г.

К сожалению, вышло всего две книжки “Библиографического листка”, рекомендующих книги и статьи для детского чтения, но плодотворность начинания была очевидной.

Регулярную оценку научно-познавательных книг, выходивших в 80-е гг. ХIХ в. в России, давали “Обзоры детской литературы”, составлявшиеся комиссией из учителей Санкт-Петербурга.

Заслуживают внимания библиографические отделы в периодических изданиях библиографического профиля, отводивших значительное место актуальным проблемам чтения и опыту работы с научно-популярной книгой.

Библиографы конца XIX–начала XX вв. чрезвычайно важное значение придавали вопросам нравственного самосовершенствования, самовоспитания, самообразования молодого человека, достижения им поставленных себе целей с опорой на великие образцы.

Объединению усилий библиографов, учителей, воспитателей, родителей в деле создания квалифицированной библиографической характеристики научно-познавательной литературы для детей придавал большое значение известный библиограф, писатель-популяризатор, крупнейший специалист по вопросам самообразования Н.А. Рубакин.

Сравнительно мало изучена деятельность Н.А. Рубакина как библиографа-практика в области научно-познавательной детской литературы. Между тем библиографическое отражение научно-познавательной книги для детей мы найдем не только в знаменитом труде “Среди книг”, но также в “Критическом указателе детской и педагогической литературы”, публиковавшемся сначала отдельными выпусками в журнале “Детское чтение”, а затем вышедшем отдельным изданием.

Все библиографические работы Н.А. Рубакина пронизаны глубоким уважением к читателю. Оптимально организованная Н.А. Рубакиным в его библиографических пособиях пространственная среда, в том числе тщательно разработанные таблицы выбора книг в соответствии с психологическим типом читателя по сути своей была диалогической, способствующей развитию ребенка, становлению его мировосприятия, осознанию своих читательских интересов.

Мысли и практические результаты в области библиографии детской литературы Н.А. Рубакина тесным образом перекликаются с идеями и их практическим внедрением в современной педагогике. Сегодняшнего школьника стремятся научить оценивать уровень собственного развития, разрабатывать цели самообразования, самовоспитания, план действий на пути к поставленной цели, измерять успешность своего развития.

Таким образом, мы видим, что участие рекомендательной библиографии научно-познавательной литературы в целенаправленном процессе воспитания, развития личности как в интересах человека, так и в интересах государства имеет в России давние традиции.

Накопление, изучение, творческое внедрение опыта прошлого, успешное использование возможностей библиографической характеристики литературы для решения педагогических задач может стать хорошим подспорьем для библиографов сегодняшнего дня при разработке путей решения актуальных образовательно-воспитательных задач общества.

Hosted by uCoz