Полевина Е.В.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ-ДЕТЕЙ
СРЕДСТВАМИ ИЛЛЮСТРАЦИИ
ДЕТСКОЙ КНИГИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

Младший школьный возраст можно было бы назвать стадией накопления исходной информации: у ребенка появляются навыки эстетического восприятия и деятельности, складываются основы эстетической культуры. В связи с этим литературно-художественная деятельность младших школьников в условиях библиотек является важной частью общего образования и воспитания подрастающего поколения. Развитие творческого потенциала ребенка при помощи взаимосвязи литературы и иллюстрации детской книги связано с воздействием на него искусства и приобщением к творческой деятельности, что в целом способствует формированию гармонически развитой личности. Интерес детей к литературе и иллюстрации может развиваться при непосредственном участии в создании творческих работ. Процесс постижения литературных и художественных образов рассматривается, как особая сфера творчества младших школьников. Именно освоение литературных и художественных образов способствует раскрытию творческого потенциала читателей-детей. Отрицательным фактом в подходе к эстетическому развитию читателей-детей в настоящее время является отсутствие учета особенностей детской психологии и влияния такого фактора, как увлеченность творчеством.

Младшие школьники обладают характерной подвижностью восприятия, им свойственно постоянное фантазирование. С развитием эстетического восприятия детской литературы и иллюстрации у учащихся развиваются творческие способности. Искусство слова и иллюстрации во взаимосвязи таким образом воздействуют на ребенка, что у него развивается творческая фантазия, а затем желание самостоятельно участвовать в творческом процессе. Реализация детской фантазии способствует формированию новых художественных образов, их проявлений в непосредственной творческой деятельности.

Возможности иллюстрации детской книги огромны. Под ее воздействием происходит формирование зрительного восприятия и первые попытки самостоятельного, детского творчества: воспроизведения работ художника-иллюстратора, первые пробы пера. Яркая книжная иллюстрация совершенствует сенсорную (чувство цвета, тона) и вербальную (название цветов) сферы маленького читателя. Ребенок развивает свое восприятие в ходе практической, творческой деятельности, в общении с руководителем детского чтения.

Взаимосвязь литературы и иллюстрации необходима юному читателю для создания разнообразных художественных образов.Приобщение читателей-детей к художественному и литературному творчеству в условиях детской библиотеки в процессе руководства детским чтением является средством формирования образного мышления ребенка.

В процессе эксперимента, мы сходили из положения, что каждый маленький читатель потенциально несет в себе способность к творчеству, а его творческая деятельность – способ познания мира, способствующая его общему развитию. Для того чтобы привить ребенку интерес к творческой деятельности в процессе эстетического развития средствами иллюстрации детской книги и литературы в своей работе мы использовали обучающие и воспитывающие игры, способствующие развитию энергичного эвристического сознания.В ходе игры можно совершенствовать знания и навыки учащихся, решать проблемные, творческие задачи, направленные на развитие юных читателей. В процессе проведения развивающих игр под влиянием эстетического воздействия синтеза литературы и иллюстрации обогащаются игровые образы детей.

В процессе эксперимента по эстетическому развитию младших школьников средствами иллюстрации детской книги во взаимосвязи с литературными текстами можно выделить уровни создания игровых образов: высокий, средний, низкий.

Приемы руководства игрой помогали творческому воплощению детьми впечатлений от синтеза литературы и иллюстрации, созданию образа героя детской книги.

Благодаря целенаправленному педагогическому руководству значительно обогащались игровые образы, наблюдался переход от постижения внешних свойств и признаков предметов и явлений к постижению внутренней организации и взаимосвязей иллюстрации детской книги и литературных произведений. Дети начинали пользоваться разнообразными средствами воплощения образа: движениями, мимикой, речью, интонацией, средствами музыки, декоративно-прикладного искусства, средствами живописи, средствами художественного слова в сочинениях и стихах.

Эти выразительные формы вытекали из сущности образа, созданного при помощи взаимосвязи иллюстрации и литературы.

Разработана педагогическая модель формирования эстетического вкуса, состоящая из элементов:

1) Умение оценивать прекрасное в литературном произведении и иллюстрации на основе сравнения их нравственных и эстетических компонентов.

2) Умение оценивать искусство иллюстрации и искусство слова, видеть прекрасное в форме произведений на основе сравнения и обобщения их содержания и формы, умения определять их единство.

3) Умение анализировать и оценивать выразительные средства искусства слова и искусства иллюстрации детской книги на основе сравнения и обобщения.

Теоретическое изучение проблемы и опытная работа приводят к выводу, что один из эффективных путей формирования эстетического вкуса – развитие ассоциативного восприятия и мышления.

Развитие эстетического сознания и вкуса учащихся начальных классов можно осуществлять, опираясь на разные его звенья, поэтапно, последовательно. Эти положения были проверены в ходе эксперимента, который подтвердил це-лесообразность применения сравнительного комплекса анализа для развития

Серии экспериментов показали: что педагогическая эффективность формирования эстетического развития зависит от руководителей детского чтения. Система координации педагогического процесса помогает раскрыть юным читателям общности и различия в произведениях искусства слова и искусства иллюстрации, понять их взаимосвязь, организовать сравнительный анализ содержания и выразительных средств, организовать творческое восприятие. Все это влияет на общее развитие подрастающей личности.

Проведенные контрольные срезы показали возрастающий интерес юных читателей к иллюстрации детской книги и через нее устойчивый интерес к развивающему чтению и творческой деятельности. Любимый художник-иллюстратор, его стиль, его работы для младших школьников часто являются своего рода “путеводителем” в мире детской литературы.

Начальные результаты констатирующего исследования показали, что у многих детей отсутствует умение анализировать иллюстрации с точки зрения литературного текста.Мы провели цикл библиотечных занятий. В результате активизировалась речь детей. Их высказывания стали обогащаться образными выражениями. Самостоятельность суждений появлялись в упо-треблении эпитетов, сравнений.У детей появилась самостоятельная мотивация к творчеству, как к художественному, так и к литературному. Попытки передать в творческих работах настроение.

В процессе формирования эстетического вкуса средствами синтеза иллюстрации детской книги и литературного произведения особое внимание уделялось развитию оценочной деятельности юных читателей.

Осуществление оценочной деятельности предполагает взаимодействие юного читателя с синтезом литературы и иллюстрации детской книги. Таким образом, оценка стимулирует познание, а дальнейшее углубление познания уточняет новую оценку. Она является эстетической, если отражает явления синтеза искусства иллюстрации и искусства слова и действует через призму духовного мира эстетических потребностей и интересов личности и тесно связана с развитым эстетическим вкусом и оценивания произведений литературы.

Представляя сферу естественных, природных, общественных личных элементов познания объективной истины, оценка фиксирует значение оцениваемых явлений в жизни. По сформированным оценкам можно определить значимость конкретного художественного произведения для данной личности, а по степени соответствия иллюстрации потребностям, вкусам, ценностным юного читателя можно судить по мере сформированности его эстетического вкуса. Для этого важно чтобы юный читатель обладал навыками анализа, воображения, образного мышления.

Следующим этапом эстетического воспитания читателей-детей были абстрактно-логические задания и упражнения, направленные на развитие конкретности, аналитичности, синтетичности восприятия, внимания, образной памяти, воображения, широты, беглости, гибкости мышления

После изучения мастеров книжной графики юным читателям предлагалось создать оригинальные образы литературных героев.

В процессе библиотечных занятий юные читатели проанализировали композиционные построения художников ил-люстраторов. Детям предложили создать собственную иллюстрацию. Например “Рыбки в озере плескались” c выделением главной рыбки, “золотой”. Или “Золушка на балу” и выделение главного персонажа композиционным приемом.

Как показали проведенные занятия, игры способствуют эстетическому развитию читателей-детей. В условиях детской библиотеки они особенно эффективны и служат наиболее полному раскрытию творческих способностей чи-тателей-детей, глубине эстетического восприятия иллюстрации детской книги и литературы.Наиболее полно реализуют задачи эстетического развития – воспитание интереса и потребности общения с искусством слова и искусством иллюстрации во взаимосвязи, благодаря которому формируется творческое начало.

Иллюстрации и литература, составляющие детскую книгу, воздействуя на развивающуюся личность, преобразуют ее. А юный читатель находит удовлетворение своих эстетических потребностей. Представляя собой один из первых источников общения с искусством, иллюстрация детской книги, оставляет незабываемый след в душе читателей-детей, обогащает познавательный, нравственный и эстетический опыт, оказывает большое влияние на эстетическое становление и формирование эстетического вкуса детей.

Таким образом, в детской библиотеке необходимо создать условия, которые будут способствовать эстетическому и общему развитию младших школьников средствами высокого потенциала детской литературы и высокохудожественной иллюстрации, что предполагает развитие умений и навыков адекватного эстетического восприятия.

Hosted by uCoz