Полевина Е.В.

СИНТЕЗ ИЛЛЮСТРАЦИИ ДЕТСКОЙ КНИГИ И
ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА В ПРОЦЕССЕ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ-ДЕТЕЙ

В современном обществе, когда осуществляется активный поиск выхода из глубокого социально-экономического и духовного кризиса, особенно остро встают проблемы обучения и воспитания детей.В основополагающем государственном документе – “Национальной доктрине образования” отмечается необходимость воспитания и развития граждан, обладающих высокой нравственностью, целостным миропониманием и современным научным ми-ровоззрением. Доктрина нацеливает на современное разностороннее и эстетическое развитие детей, формирование у них навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Решение этих задач требует дальнейшего улучшения деятельности всех социальных институтов, работающих с детьми, в том числе детских и школьных библиотек. Эстетическое воспитание подрастающего поколения, как один из аспектов деятельности библиотек, призвано решить целый ряд социальных задач и рассматривается в настоящее время в качестве необходимого звена всего процесса эстетического развития, предпосылки нравственного формирования личности.

Детские библиотеки с их богатым информационным, интеллектуальным и духовным потенциалом способны противостоять негативным влияниям трудностей современности на подрастающее поколение и создать благоприятные условия для плодотворного эстетического развития личности, начиная с самого раннего детства.Индивидуальный подход в руководстве детским чтением, бережное отношение к внутреннему миру юного читателя, учет возрастных и психологических особенностей – все это способствует развитию гармоничной личности.Особую роль в этом развитии может сыграть иллюстрация детской книги.С иллюстрацией детской книги связано одно из принципиальных начал библиотечной работы с детьми. Ее ценность сегодня очевидна для большинства библиотечных специалистов.

Именно поэтому существует объективная необходимость использования иллюстрации детской книги в библиотечной работе с детьми в целях эстетического развития.

В 1996 г. издан указ Президента “О продлении действия президентской программы “Дети России”, включена в ее состав Федеральная целевая программа “Одаренные дети”. В связи с этим значительно возрастает роль библиотек (детских, школьных, сельских, публичных) в эстетическом воспитании и развитии детей. В настоящее время существуют объективные предпосылки и возможности для широкого и продуктивного внедрения планомерной и творческой работы с иллюстрацией детской книги в детских библиотеках в целях эстетического развития детей.Задача, стоящая перед детской библиотекой, – формирование и развитие в каждом ребенке целостной творческой личности.Интенсивное развитие наук (психологии, педагогики, философии) позволяет подойти к выявлению сущности эстетического развития юных читателей средствами иллюстрации детской книги в библиотечной работе с детьми, создать принципиально новую основу для систематической работы с иллюстрацией детской книги. Детскими библиотеками накоплен значительный опыт использования иллюстрации детской книги. Эстетическое развитие средствами иллюстрации детской книги вытекает из природы ребенка и природы педагогического процесса руководства детским чтением.

В прямой связи с этим актуализируется проблема творческого педагогического подхода в эстетическом развитии младших школьников средствами иллюстрации детской книги.

Библиотекари, работающие с детьми, – это большая профессиональная, социальная группа.Молодое поколение страны обслуживают детские, юношеские, школьные, сельские (муниципальных и общеобразовательных школ) и другие общедоступные библиотеки.В настоящее время насчитывается 4,5 тыс. детских, 46 юношеских, 67 тыс. школьных библиотек. Около 40 тыс. школьных библиотек находится в сельской местности. Детей обслуживает и около 50 тыс. публичных библиотек. Самая большая сеть в стране – это школьные библиотеки. Являясь неотъемлемой частью образовательного процесса, они призваны предоставить обучающие программы, книги и иные информационные ресурсы всем членам школьного коллектива и эстетически развивать читателей-детей. Манифест школьных библиотек, под-готовленный ИФЛА и одобренный ЮНЕСКО на Генеральной Ассамблее в 1999 г., нацеливает на включение библиотек общеобразовательных школ в единое информационное пространство на подготовку персонала библиотек к новым условиям работы.

Проведенное исследование показало большую потребность школьных, детских и юношеских библиотек в вы-сококвалифицированных кадрах.Необходимы специалисты, способные осуществлять эстетическое развитие читателей-детей средствами художественной иллюстрации и литературных текстов, владеющие эстетико-функциональным анализом художественного произведения, знающие специфику художественно-творческой деятельности для детей, владеющие вопросами детской психологии, педагогических технологий, имеющие фундаментальную подготовку в области базовых общепрофессиональных дисциплин – библиотековедения, библиографоведения, книговедения, творчески использующие эти знания в библиотечной работе.

Задача эстетического развития читателей-детей состоит в том, чтобы осуществить подход к детской книге, как к целостному организму – взаимосвязи иллюстрации детской книги и литературных текстов, которому нужен талантливый читатель и зритель. Только в этом случае вероятна наиболее полная реализация духовных богатств, заключенных в книге, возможностей, предоставляемых ею в плане художественного воздействия на читателя.Детская книга – гармоничный союз равноправных участников: иллюстрации и литературных текстов.Следовательно, мы имеем дело уже не с конкретным литературным текстом или средством его прочтения, а скорее, с пластическим выражением литературного произведения, новой художественной реальностью. Восприятие и осознание читаемого происходит в процессе перелистывания страниц, углубления в книжное пространство, восприятия иллюстраций детской книги. Эс-тетического развитие читателей-детей, состоит в том, чтобы осуществить подход к детской книге, как к целостному организму – взаимосвязи иллюстрации детской книги и литературных текстов, которому нужен талантливый читатель и зритель.

Hosted by uCoz