Полевина Е.В.
МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ КНИГИ
В ЦЕЛЯХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Детская книга на протяжении истории своего развития являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования личности. Вот почему так важно с ранних лет приобщать детей к искусству чтения, к книжной культуре. Однако при определении путей приобщения читателей к литературному произведению совершенно упускается тот момент, что восприятие и осо-знание читаемого происходит не только в процессе перелистывания страниц, углубления в книжное пространство, но и при рассматривании иллюстраций детской книги.
Задача руководителей чтения состоит в том, чтобы осуществить подход к детской книге как к целостному организму, видеть взаимосвязь иллюстрации детской книги и литературных текстов. Только в этом случае вероятна наиболее полная ре-ализация эстетических богатств книги, возможностей, предоставляемых ею в плане художественного воздействия на читателя. Подобное понимание детской книги требует, с одной стороны, выявления общих подходов к ее восприятию как целостности, т.е. разработки “модели” комплексного освоения книги, с другой, – воспитания у юных читателей способности тонко чувствовать словесное и изобразительное искусство.
Требования сегодняшнего дня связаны с воспитанием подрастающего поколения и позволяют по-новому взглянуть на систему работы библиотек с иллюстрацией детской книги. В библиотековедении последних лет практически не уделялось внимание разработке теоретических и методических проблем использования книжной иллюстрации в эстетическом воспитании юных читателей. Вследствие этого в развитии педагогики детского чтения сохраняются трудности, которые не преодолены и сегодня. К ним следует отнести: отсутствие системы в методической работе с иллюстрацией детской книги, неподготовленность библиотекарей к работе с книжной иллюстрацией детей разных возрастных групп.
Включение иллюстрации детской книги в систему профессионального знания библиотекарей берет свое начало с деятельности библиотечных курсов при народном университете им. А.Л. Шанявского. Известный библиотековед В.А. Зеленко в 1916 г. на этих курсах преподавал “Иллюстрацию детской книги”.
Эстетическое развитие читателей-детей средствами иллюстрации детской книги и литературных текстов предполагает, что используются теория и практика системного подхода к проблеме “познание реальной системы, ее отражения в сознании человека, а затем на основе полученного системного знания практическое воздействие на систему, сознательное управление ее функционированием и развитием”. В процессе экспериментальной работы были обоснованы основные направления биб-лиотечной работы с иллюстрацией детской книги в целях эстетического развития младших школьников: формирование знаний о творчестве художников-иллюстраторов, развитие эстетического восприятия иллюстрации детской книги, организация творческой деятельности детей. Уточнено понятие “синтез иллюстрации детской книги и литературных текстов”, который представляет взаимосвязь двух искусств и заключается в их комплексном воздействии на развивающуюся личность и охватывают чувства, волю, мысли, воображение. Обоснована методика работы с иллюстрацией детской книги среди младших школьников, разработана система эстетического развития детей-читателей библиотек на основе синтеза иллюстрации и литературных текстов в процессе развивающих игр. Выделены критерии эстетического развития младших школьников средствами иллюстрации и литературных текстов. Это потребность детей в чтении, формирование их читательских интересов, творческий подход к осмыслению синтеза иллюстрации и литературного текста, творческое самовыражение, обмен впечатлениями от увиденного и прочитанного. Использование интеграции как синтеза искусств позволило сформировать устойчивую потребность в творчестве, добиться повышения уровня творческих работ и выявить среди детей наиболее способных к тому или иному виду деятельности (литературной, художественной, сценической).
Работа с художественной иллюстрацией рассматривалась в нескольких аспектах: в качестве средства приобщения к изобразительному искусству, более глубокого освоения литературного произведения, эстетического развития детей в процессе их творческой деятельности. Проведенное исследование – это интеграция аспектов: теоретического (рассмотрены: становление и развитие иллюстрации детской книги, теоретические воззрения специалистов на проблему иллюстрирования книг для детей, использование единства иллюстрации и литературного текста в целях эстетического развития детей) и научно-методического (рассмотрен опыт работы с иллюстрацией детской книги, вопросы форми-рования эстетического восприятия, знаний о творчестве художников-иллюстраторов, развития творческой деятельности детей). Обобщены и сделаны выводы о роли игры, ее развивающих и воспитательных возможностях, активно влияющих на процесс формирования знаний, процесс восприятия, организацию творческой деятельности читателей-детей.
Теоретические и методические положения создали основу для совершенствования работы детских библиотек с синтезом книжной иллюстрации и литературных текстов в целях эстетического развития юных читателей.Применение комплекса библиотечных методов позволило сформировать у детей знания о своеобразии творчества художников-ил-люстраторов, потребность в творчестве, повысить уровень восприятия литературных произведений.В иллюстрированной детской книге реализуется двойной потенциал: художественной иллюстрации и литературного текста, что помогает юному читателю воспринимать книгу как произведение искусства. Результативность эстетического развития детей достигается в процессе проведения занятий с детьми, использования игровых методов, активизации твор-ческой деятельности. Компоненты эстетического восприятия включают в себя эмоциональную отзывчивость читателя, его интерес к синтезу иллюстрации и литературного текста, способность понимать художественный стиль, переносить мотивы, предпосылки того или иного действия героя на себя, выразительность. Наивысшим критерием эстетического восприятия является понимание юным читателем авторской позиции, пафоса произведения.