Полевина Е.В.

МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ КНИГИ
В ЦЕЛЯХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Детская книга на протяжении истории своего развития являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования личности. Вот почему так важно с ранних лет приобщать детей к искусству чтения, к книжной культуре. Однако при определении путей приобщения читателей к литературному произведению совершенно упускается тот момент, что восприятие и осо-знание читаемого происходит не только в процессе перелистывания страниц, углубления в книжное пространство, но и при рассматривании иллюстраций детской книги.

Задача руководителей чтения состоит в том, чтобы осуществить подход к детской книге как к целостному организму, видеть взаимосвязь иллюстрации детской книги и литературных текстов. Только в этом случае вероятна наиболее полная ре-ализация эстетических богатств книги, возможностей, предоставляемых ею в плане художественного воздействия на читателя. Подобное понимание детской книги требует, с одной стороны, выявления общих подходов к ее восприятию как целостности, т.е. разработки “модели” комплексного освоения книги, с другой, – воспитания у юных читателей способности тонко чувствовать словесное и изобразительное искусство.

Требования сегодняшнего дня связаны с воспитанием подрастающего поколения и позволяют по-новому взглянуть на систему работы библиотек с иллюстрацией детской книги. В библиотековедении последних лет практически не уделялось внимание разработке теоретических и методических проблем использования книжной иллюстрации в эстетическом воспитании юных читателей. Вследствие этого в развитии педагогики детского чтения сохраняются трудности, которые не преодолены и сегодня. К ним следует отнести: отсутствие системы в методической работе с иллюстрацией детской книги, неподготовленность библиотекарей к работе с книжной иллюстрацией детей разных возрастных групп.

Включение иллюстрации детской книги в систему профессионального знания библиотекарей берет свое начало с деятельности библиотечных курсов при народном университете им. А.Л. Шанявского. Известный библиотековед В.А. Зеленко в 1916 г. на этих курсах преподавал “Иллюстрацию детской книги”.

Эстетическое развитие читателей-детей средствами иллюстрации детской книги и литературных текстов предполагает, что используются теория и практика системного подхода к проблеме “познание реальной системы, ее отражения в сознании человека, а затем на основе полученного системного знания практическое воздействие на систему, сознательное управление ее функционированием и развитием”. В процессе экспериментальной работы были обоснованы основные направления биб-лиотечной работы с иллюстрацией детской книги в целях эстетического развития младших школьников: формирование знаний о творчестве художников-иллюстраторов, развитие эстетического восприятия иллюстрации детской книги, организация творческой деятельности детей. Уточнено понятие “синтез иллюстрации детской книги и литературных текстов”, который представляет взаимосвязь двух искусств и заключается в их комплексном воздействии на развивающуюся личность и охватывают чувства, волю, мысли, воображение. Обоснована методика работы с иллюстрацией детской книги среди младших школьников, разработана система эстетического развития детей-читателей библиотек на основе синтеза иллюстрации и литературных текстов в процессе развивающих игр. Выделены критерии эстетического развития младших школьников средствами иллюстрации и литературных текстов. Это потребность детей в чтении, формирование их читательских интересов, творческий подход к осмыслению синтеза иллюстрации и литературного текста, творческое самовыражение, обмен впечатлениями от увиденного и прочитанного. Использование интеграции как синтеза искусств позволило сформировать устойчивую потребность в творчестве, добиться повышения уровня творческих работ и выявить среди детей наиболее способных к тому или иному виду деятельности (литературной, художественной, сценической).

Работа с художественной иллюстрацией рассматривалась в нескольких аспектах: в качестве средства приобщения к изобразительному искусству, более глубокого освоения литературного произведения, эстетического развития детей в процессе их творческой деятельности. Проведенное исследование – это интеграция аспектов: теоретического (рассмотрены: становление и развитие иллюстрации детской книги, теоретические воззрения специалистов на проблему иллюстрирования книг для детей, использование единства иллюстрации и литературного текста в целях эстетического развития детей) и научно-методического (рассмотрен опыт работы с иллюстрацией детской книги, вопросы форми-рования эстетического восприятия, знаний о творчестве художников-иллюстраторов, развития творческой деятельности детей). Обобщены и сделаны выводы о роли игры, ее развивающих и воспитательных возможностях, активно влияющих на процесс формирования знаний, процесс восприятия, организацию творческой деятельности читателей-детей.

Теоретические и методические положения создали основу для совершенствования работы детских библиотек с синтезом книжной иллюстрации и литературных текстов в целях эстетического развития юных читателей.Применение комплекса библиотечных методов позволило сформировать у детей знания о своеобразии творчества художников-ил-люстраторов, потребность в творчестве, повысить уровень восприятия литературных произведений.В иллюстрированной детской книге реализуется двойной потенциал: художественной иллюстрации и литературного текста, что помогает юному читателю воспринимать книгу как произведение искусства. Результативность эстетического развития детей достигается в процессе проведения занятий с детьми, использования игровых методов, активизации твор-ческой деятельности. Компоненты эстетического восприятия включают в себя эмоциональную отзывчивость читателя, его интерес к синтезу иллюстрации и литературного текста, способность понимать художественный стиль, переносить мотивы, предпосылки того или иного действия героя на себя, выразительность. Наивысшим критерием эстетического восприятия является понимание юным читателем авторской позиции, пафоса произведения.

Hosted by uCoz