Немчина И.М.

О ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИИ
О НОВОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Из-за увеличивающегося объема информации современный читатель испытывает большие трудности в поиске нужной для него информации. Особенно большие затруднения в этом процессе испытывают дети. Найти нужную информацию – сложная задача, требующая от юного читателя высокого уровня информационной культуры. Именно поэтому сегодня возрастает значение информации об информации, которая ориентирует читателя в потоке литературы.

Найти информацию о новой детской книге сегодня достаточно сложно.Основную библиографическую информацию можно получить из еженедельника “Книжное обозрение”, который, к сожалению, мало используют наши юные читатели, так как он предназначен для взрослых.

В 2000 г. журнал “Книжный бизнес” начал публиковать материалы под рубрикой “Что на прилавке?”, в которых даны комментарии к рейтингу продаж новинок детской литературы. Автор этих публикаций, главный библиограф Российской государственной детской библиотеки О.И. Мургина. Однако это профессиональное издание предназначено для издателей и книгораспространителей и очень маловероятно, что им воспользуются дети.

Сегодня очень немногие периодические издания публикуют материалы в помощь работе с книгой для детей и юношества. О том, что происходит в детской литературе, а также библиографические материалы об изданиях в этой области можно прочитать в единственном специализированном журнале “Детская литература”.

Основная работа по информированию детей и юношества о новой для них литературе легла на плечи детских, школьных и юношеских библиотек, у которых сегодня, к сожалению, не всегда находятся средства на создание библиографической продукции.Библиография стала одной из жертв хозрасчетных отношений, затронувших и издательское дело.Создание библиографических пособий для детей и юношества является нерентабельным.

Обучить детей самостоятельно ориентироваться в потоке книжной продукции – одна из главных задач, которая на сегодняшний день стоит перед детским библиотекарем. Нельзя допустить того, чтобы наши дети не читали не потому, что они этого не хотят, а потому, что не могут найти нужную им книгу. Библиотечно-библиографическая культура – не-отъемлемая часть общей культуры личности, тесно связанная с непрерывным образованием и самообразованием. Важно формировать у детей и юношества не только библиотечно-библиографические знания, но и умения, практические навыки самостоятельного поиска необходимой библиографической информации.

Сотрудники детских и юношеских библиотек отмечают резкое усложнение запросов юных читателей.Конечно, это связано с изменениями, которые произошли в школьных программах. Увеличилось количество гимназий и лицеев, многие из которых занимаются по авторским программам. Часть предметов в таких учебных заведениях изучается уг лубленно. Без определенных умений и навыков поиска нужной литературы современному юному читателю очень трудно ориентироваться в огромном потоке выходящей новой литературы.

Один из путей оптимизации информирования о новой издательской продукции – широкое использование новейших информационных технологий профессионалами и доступ к ним читателей. Подключение детских, школьных и юношеских библиотек к Интернет будет способствовать созданию ресурсов и библиотечно-библиографического плана.

Попыткой взять на вооружение современные компьютерные технологии стали две самостоятельные версии программы “Ликс-Изборник” (Ликс – локальная информационная компьютерная система), созданные сотрудниками Российской государственной детской библиотеки. В 1998 г. был создан вариант мультимедийной версии программы, получившей название “Час книги” и предназначенной для читателей до 15 лет. Это попытка заинтересованного диалога библиографа с потенциальным читателем, помощь в поиске собственного пути к книге, в формировании художественного вкуса.

Сотрудниками отдела рекомендательной библиографии РГДБ создан новый сайт в Интернете, который называется “БиблиоГид”. На нем представлена информация о новых детских книгах с подробными аннотациями, иллюстрациями из этих книг. Вся эта информация носит рекомендательный характер. Но есть и раздел, в котором представлены новые детские книги, которые, по мнению авторов сайта, не заслуживают высокой оценки. Мне кажется, что подобный сайт интересен и нужен не только детям, но всем руководителям и организаторам детского и юношеского чтения. В РГДБ есть Интернет Центр, в котором читатели библиотеки могут бесплатно воспользоваться этой информацией.

Другой путь – использование телевидения и радио для пропаганды и информирования о новых детских и юношеских книгах. У них имеются огромные потенциальные возможности в приобщении подрастающего поколения к культурным ценностям, в том числе и к книге. Однако эти возможности сегодня мало используются. На телевидении мало передач, способствующих пробуждению у подрастающего поколения интереса к книге и чтению. А ведь телесмотрение у детей, подростков и юношества по данным всероссийского исследования “Российские подростки в информационном мире” (1997–1998 гг.) в структуре досуга у них находится на первом месте (76,7%), тогда как чтение – на четвертом (49,1%).

Хорошо бы было возобновить работу специальной редакции библиографии и критики детской литературы при издательстве “Детская литература”, Института детского чтения, которые помимо создания библиографических указателей, занимались изданием сборников о творчестве детских писателей, об исследованиях в области детской литературы, о конференциях и семинарах по проблемам детской литературы и детского чтения.

Сегодня возможности детских и юношеских библиотек огромны, поэтому именно они должны взять на себя основную работу по созданию и распространению рекомендательной информации о новой детской и юношеской литературе.

Hosted by uCoz