Балашова Е.В.

БИБЛИОТЕРАПИЯ ДЕТСТВА

“Литературный опыт” каждого читателя начинается чуть ли не с момента рождения и совершенствуется на протяжении всей жизни. Социальные навыки освоения информации, правила обращения с книгой субъективно преломляются индивидом в процессе становления его как личности. На этой общественно и индивидуально детерминированной основе формируются читательские мотивации, потребности и интересы, особенности понимания литературы, которые определяют и выбор книги, и сложнейшие процессы ее осмысления и оценки.В восприятии информации активную работу выполняет воображение, которое бывает двух видов: воссоздающее и творческое (фантазия).Большую роль играют мелочи – детали произведения, благодаря которым у ребенка возникают новые чувства и социальный опыт, который читатель вносит в отношение к книге и который влияет на его социальное поведение. Эти факторы являются основными в чтении детей.

Педагогически целенаправленное воздействие на читателя ребенка опирается на учет возрастных индивидуально-психологических особенностей его личности. Каждому периоду детства присущи свои закономерности чтения, особые проявления читательских качеств: типичные критерии оценок; читательские запросы и их содержание; широта, устойчивость; мотивы обращения к литературе. В педагогике детского чтения выделяются следующие возрастные этапы читательского развития: детский (6–9 лет); переходный от детского к подростковому (10–11 лет); подростковый (12–13 лет); переходный от подросткового к юношескому (14 лет).

Дети 6–9 лет составляют очень своеобразную категорию читателей. Все сложные взаимоотношения ребенка с внешней средой в этом возрасте осуществляются при посредничестве взрослого. Поэтому ребенок свободен в чтении от мотивов непосредственной пользы, этим же объясняется неутилитарный, наивно-игровой характер познания. Общий для этого возраста характер отношения к литературному произведению можно охарактеризовать как особое, наивное, эмоционально-эстетическое отношение к книге.

Начальный период школьного детства (6–7 лет) характеризуется несоответствием между относительно высокими возможностями восприятия произведения и несовершенной техникой чтения. Переход к самостоятельному чтению – трудный этап в читательском развитии детей. На первых порах самостоятельного чтения умственная деятельность ребенка направлена на преодоление трудностей, связанных с техникой чтения. Это служит препятствием к полноценному восприятию и пониманию информации. Скачок от “слушателя” к “читателю” нередко сопровождается как бы утратой непосредственности и живости эмоциональных реакций на книгу. С развитием и закреплением навыков чтения это противоречие, как правило, исчезает.

В эмоциональной среде детей 8–9 лет происходят определенные изменения: чувства и переживания становятся сложнее и богаче. Маленький читатель уже может реагировать и осмыслять свои эмоции. В 8–9 лет дети способны смотреть на героев и события, изображенные в книге, не изнутри, а как бы со стороны, поэтому возникают условия для более мотивированного, а значит, и более глубокого оценочного отношения к изображаемому. Однако свое отношение к прочитанному они еще не могут выразить в суждениях. Всю гамму переживаний они чаще выражают одним словом: “нравится”–“не нравится”.Это уни-версальный критерий отношения к прочитанному характерен именно для данного возраста.

Дети 10–11 лет относятся к переходному от детского к подростковому периоду в цикле детского развития. Они уже не столь доверчиво и охотно вступают в общение со взрослыми, хотя взрослый и сохраняет для них авторитет почти во всех вопросах. Перестраиваются психические процессы, начинают активно формироваться аналитическая мыслительная деятельность, способность к определенным обобщениям. Это возраст бурно развивающейся познавательной и общественной активности. Исчезает неопределенность, аморфность познавательных интересов. Ребят начинают волновать вопросы мироздания, проблемы жизни и смерти, явления человеческой психики.Растет доверие к собственному опыту, свойственно ощущение, что все окружающее уже знакомо, понятно, поэтому особенно сильно начинает проявляться эмоциональная заинтересованность в узнавании нового, в осмыслении фактов и явлений действительности. Это возраст возникновения интеллектуальной и эмоциональной готовности к самостоятельному чтению и восприятию научно-познавательной литературы. Для читателя характерен более высокий, чем в других периодах подросткового детства, интерес к фабуле, к тайнам, напряженным ситуациям, к неожиданностям. Читая книги, доступные его возрасту, он уже может понять и почувствовать позицию автора. В соответствии с особенностями возраста круг интересов у подростков очень широк, они восприимчивы почти ко всем новым явлениям.

На каждой возрастной ступени развития ребенка складывается определенный психофизиологический уровень, от которого во многом зависят структура и функциональные возможности будущей личности. Из “естественного нечитателя” ребенок может превратиться в функционально неграмотного человека, не способного критически воспринимать информацию и применять ее в практической деятельности.

В современных условиях ученые предлагают концепцию социально-культурной анимации – деятельности, направленной на развитие и изменение социального общения людей. Согласно ей, библиотеки призваны заниматься анимацией личности своих читателей, что означает удовлетворение широкого спектра их душевных запросов и значительной части социальных потребностей.

Исследования психологов и психиатров показывают, что взаимоотношения ребенка с окружающими людьми в первые годы жизни имеют чрезвычайно важное значение для его дальнейшего личностного развития и психического здоровья. Ведущую роль в психическом развитии и становлении детской личности играет обучение в широком смысле этого слова, которое заключается в усвоении общественного опыта, накопленного предшествующими поколениями, в овладении материальной и духовной культурой, созданной человечеством.

Социальное развитие детей по-настоящему может осуществляться лишь в эмоциональном контакте со взрослыми. От качества общения зависят полноценное развитие ребенка и его положительное эмоциональное самочувствие среди близких в семье. В свою очередь это оказывает влияние на развитие положительных взаимоотношений со сверстниками. Целенаправленное формирование внутреннего мира ребенка требует понимания его индивидуальных особенностей, общего психофизического развития, условий жизни, воспитания в семье, а также знания его интересов и увлечений.

Общее содержание библиосоциальных методов работы сводится к оказанию поддержки с целью снижения сo циальной напряженности, мобилизации внутренних жизненных сил на преодоление каких-либо препятствий, исключения нерациональных форм поведения, снижения групповой и индивидуальной конфликтности.

Работа с такой достаточно сложной группой читателей, как семья, потребует от библиотерапевта совокупности новых знаний, так как при общении с семьей предстоит иметь дело как с различными членами семьи, отличающимися друг от друга по возрастным, половым, индивидуально-психологическим качествам, так и с определенной общностью, которую представляет собой каждая семья, и которая, в свою очередь, не похожа на другую. Единственно возможным средством взаимодействия становится диалог, двусторонний или многосторонний, все участники которого выступают равноправными партнерами.

Если взрослые и дети в семье интересны друг другу, не будет возникать проблем, до которого часа можно гулять вечером; почему взрослые могут командовать; имеют ли они право наказывать детей, читать их личные дневники.

Анимационным эффектом “семейной библиотерапии” обладает летопись семьи – альбом “наш ребенок”, коллекции школьных тетрадей детей в первые годы обучения, личные фотоальбомы, фотоальбомы класса, студенческой группы; фотографии из семейного архива; семейная видеотека.

В последнее время стали появляться центры, удовлетворяющие запросы, связанные с досуговой деятельностью (библиотеки-клубы, –кафе, –видеотеки); библиотеки религиозной литературы (“библиотеки духовного возрождения”); библиотеки семейного чтения, семейные клубы при библиотеках. Клуб опирается на игровые, активные формы общения (конкурсы, импровизированные спектакли).

Для детей, усвоивших навыки чтения, становится привлекательной их демонстрация. Интеллектуальные игры служат формой ненасильственного информационного контакта. Играм принадлежит значительная формирующая, воспитательная роль в развитии личности ребенка. Играя, дети стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их, проходя своеобразные упражнения, тренинги, прививающие полезные умения, навыки, закрепляющие важные человеческие свойства и качества. В познавательных играх всегда имеется педагогическая цель, которая выступает в скрытой форме, но является мощным толчком в развитии любознательности. Литературные игры развивают память, повышают интерес к тексту произведения, дают возможность лучше запомнить их названия, авторов, даты, имена героев и т. д.

Высшим достижением библиотерапии детства можно считать способность вовлечения в информационный контакт детей социально и физически благополучных и их сверстников с нарушением социального и физического здоровья; провоцирование контактов в семье между детьми и старшими взрослыми. Иными словами, библиотерапевты выходят на новый круг проблем социального существования, участвуя в мероприятиях социальных центров по работе с семьей, детьми с ограниченными возможностями и пр.

Формирование волонтерских начал у детей поможет им реализоваться, активно способствует объединению усилий различных общественных и государственных учреждений. Участие социально благополучных детей в общении с людьми с ограниченными возможностями позволяет им корректировать степень эгоцентризма, осваивать навыки практической то-лерантности, перенося их на модель собственных взаимоотношений с родителями, сверстниками и учителями в школе, со взрослыми; вообще снизить степень необоснованных претензий к окружающему миру.

В подобном контексте библиотерапия детской аудитории может рассматриваться как вариант социальной технологии, направленной на освоение личностной модели поведения.

Hosted by uCoz