Вечканова Е. В.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА В ЧТЕНИИ
СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Художественная литература за годы обучения студента в вузе является одним из основных факторов воздействия на личность, формирующих её социальные и индивидуальные качества. За это время завершается становление художественного мировоззрения, складывается эстетический вкус учащихся. Познавательная, воспитательная и эстетическая функции произведений художественной литературы отмечаются специалистами, работающими с молодёжью. Роль художественной литературы несомненна в воспитании чувств, в развитии нравственности и определённого рода отношений человека к явлениям жизни, в становлении его личностных ценностей.

Изменившиеся за последнее время социальные ценности и связанное с ними изменение личностно-нравственных установок молодёжи становятся серьёзной проблемой для общества. Одним из первых шагов к решению этой проблемы является осмысление происходящих явлений, изучение отношения студенчества как представителей одной из социальных групп молодёжи к чтению художественной литературы.

Проведённое в 2003 г. социологическое исследование чтения художественной литературы студентов гуманитарных специальностей носило пилотажный характер. Эмпирической базой исследования служили вузы и библиотеки Самарской области. На данном этапе было опрошено 130 студентов-гуманитариев 7 вузов области, при этом опрос проводился как в государственных, так и в негосударственных вузах.

Исследование показало, что большинство студентов читают художественную литературу. Вызывает тревогу тот факт, что совсем не обращаются к ней 20% учащихся. Студенты объясняют это нехваткой времени, связанного с чтением художественной литературы, что замещается изучением научной литературы при подготовке к занятиям, написанием курсовых и дипломных работ, чтением популярных журналов, прослушиванием музыкальных каналов, работой с Ин-тернет. Читают преимущественно только художественную литературу 3,9% студентов. Не смогли назвать фамилии любимых писателей 8,4% студентов (8% девушек и 10,7% юношей). Среди любимых писателей преобладают отечественные классики. В основном это Л. Толстой, А. Пушкин, М. Лермонтов, М. Булгаков – авторы, чьи произведения изучаются ещё в школе. По-видимому, изучение произведений названных писателей по школьным программам оказало глубокое впечатление на формирование художественного мира учащихся, на развитие их эмоционально-познавательной сферы. Но между тем среди недавно прочитанных художественных произведений произведения этих классиков почти не фигурируют. В основном студентами-читателями упоминаются писатели-фантасты – Г. Гаррисон, В. Пелевин, С. Кинг, Дж. Р. Толкин и др., а также произведения современных писателей – П. Коэльо, Р. Баха, Д. Роулинг и другие. Упоминаются также авторы, изучаемые в учебных процессах вузов – М. Кундера, Э. Хемингуэй, Т. Толстая, П. Зюскинд и др.

Среди читаемых жанров художественной литературы обращает на себя внимание детектив (76,6%), классика (68%), поэзия (55,5%), фантастика (55%). Дальнейшее предпочтение жанров распределилось таким образом: проза современных писателей – 53,1%, триллер – 48,4%, любовные романы – 36%, романы о войне – 25,8%, эротические ро-маны – 24,2%, приключения – 21%. Проведённое ранжирование жанров читательских предпочтений по полу показало, что студентки читают в основном детективы – 81%, классику – 69%, фантастику – 60%, поэзию – 56% и прозу совре-менных писателей – 55%. Менее читаемыми оказались триллеры и любовные романы (44%), приключения (24%), эротические романы (20%), романы о войне (16%). Юноши на первое место выносят триллеры и классику (64,3%). Далее следуют детектив (60,7%), поэзия (53,5%), проза современных писателей (46,4%), эротический роман (40%), романы о войне (25%), фантастика (11%), приключения (10,7%).

Отдача предпочтений развлекательным жанрам художественной литературы связана с нехваткой свободного времени, требующегося для осмысления и вдумчивого чтения произведения, для размышлений над узловыми проблемами романа, а иногда и с нежеланием студента выбирать серьёзные произведения. Ведь чтение, и особенно чтение классической литературы, это огромный труд, требующий концентрации умственной деятельности человека.

Исследование показало, что читается как отечественная, так и зарубежная литература. В отношении к классике студенты гуманитарных специальностей отдают предпочтение отечественной классической литературе (64,8%), из них девушки – 69%, молодые люди – 35,7%. Зарубежная классика занимает второе место после отечественной – 9,8% , но юноши уделяют ей несколько больше внимания, чем девушки (соответственно 42,8% и 38%).

Что касается детектива как наиболее читаемого жанра не только среди студентов, но и почти всех групп населения современной России, то мы использовали следующую дифференциацию этого вида литературы: психологический детектив, классический, иронический, мелодраматический, полицейский и шпионский. Психологический детектив наиболее популярен, к нему обращаются 41,4% студентов (43% девушек и 35,5% юношей), классический – 39% (соответственно 40% и 35,7%), иронический 35% (38% и 25%), мелодраматический – 19,5% (22% и 20,7%), шпионский – 19,5% (18% и 25%), полицейский – 13,3% (13% и 14,4%).

Женский контингент составляет большую часть учащихся гуманитарных вузов, он же является лидером чтения и читательской активности.

Полученные результаты исследования могут способствовать развитию читательских вкусов и интересов студентов, направленных на чтение современных авторов и на самостоятельное изучение произведений классиков, не вошедших в учебные программы школ и вузов. Одним из направлений работы с читателями-студентами гуманитарных специальностей является приобщение их к чтению художественной литературы. В связи с этим эффективными пред-ставляются индивидуальные и массовые формы обслуживания данной группы читателей, проведение таких массовых мероприятий, как тематические выставки, читательские конференции, встречи с писателями и т.д., способствующие формированию определённой читательской направленности студентов-гуманитариев. Итогом этой работы будет являться рациональное формирование библиотечных фондов в соответствии с потребностями и запросами читателей-студентов гуманитарных специальностей.

Hosted by uCoz