Борисов Б.В., Мордасова Н.А.

ИНФОРМАЦИОННО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ПОРТРЕТ
ПРОВИНЦИАЛЬНОГО СТУДЕНТА: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ
ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСТВА
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Исследование провинциального студенчества, проведенное в Тамбовской области, позволило получить характеристику информационных потребностей, чтения студентов, степень использования ими информационных ресурсов области, выявить особенности информационно-потребительских характеристик студентов в зависимости от профиля подготовки, курса обучения, пола, условий проживания, материального достатка, уровня информационной культуры, ценностных ориентаций.

Для всего студенчества области характерна высокая обусловленность тематики информационных потребностей и читательской деятельности процессом получения высшего образования. Наблюдается прямая зависимость проявления первоочередной потребности в информации, связанной с учебой от степени ценности для студента высшего образования и профессионализма.

В зависимости от вида занятия или подготовки к отчетности меняется динамика и состав использования документов разного вида по целевому назначению, по роду содержания и материальной конструкции, знаковой природе информации. Усложнение учебных программ, междисциплинарная сущность новых курсов, процессы интеграции и дифференциации в науке привели к значительному усложнению тематики информационных потребностей и запросов при использовании информационных ресурсов.

Спектр информационных потребностей студенчества отражает наличие потребностей в информации о культурной жизни, правового характера, по экономическим вопросам, об экологической ситуации, о воспитании детей, о взаимо-отношениях полов, общественно-политической информации и др. В числе предпочтений студентов области – разные жанры художественной литературы. Одновременно, как тревожный симптом следует отметить, что около 4% студентов, по их мнению, не испытывают особой необходимости в информации какого-либо рода.

Студенты области резко дифференцированы по уровню информационной культуры в технологическом плане, в зависимости от специальности, курса обучения, пола, интенсивности обращения в информационные учреждения, на-личия специально разработанного курса по информационной культуре. Удовлетворительный уровень технологической составляющей информационной культуры в основном достигается на старших курсах обучения и формируется большей частью стихийно в процессе практической деятельности в информационных учреждениях области. Специальные курсы по информационной культуре личности читаются в рамках факультативных занятий и далеко не для всех.

В целом же около 30% студентов испытывают трудности при работе с каталогами библиотек, 25% – не имеют представления о необходимости упорядочения источников в списках использованной литературы, 19% – затрудняются в оформлении требований на литературу, лишь 6% используют реферативные журналы как источники получения информации, 3% – тематические библиографические пособия.Полученные результаты обосновывают необходимость введения специального курса по информационной культуре личности для студентов каждой специальности, возможно, в пределах дисциплин регионального компонента.

С учетом основных и дополнительных факторов исследования получены характеристики студентов как пользователей библиотек, музеев, архивов области, сети Интернет, как покупателей печатной продукции.

Библиотеки, архивы, музеи области, книготорговая сеть являются важными факторами формирования и развития информационных потребностей, а также основными источниками их удовлетворения. Особенности формирования их фондов и организации деятельности в условиях области напрямую отражаются на потребителях, в том числе студентах.

Основным учреждением для удовлетворения информационных потребностей является библиотека. Большинство студентов Тамбовской области – пользователи нескольких библиотек одновременно. Особенно ценным в работе библиотек студенты склонны считать полноту и оперативность удовлетворения запросов потребителей. Вместе с тем исследованием выявлено, что 4,6% студентов игнорируют библиотеку своего вуза и около 40% – Тамбовскую областную универсальную научную библиотеку. Существующий уровень библиотечного обслуживания студенты не считают комфортным.

Исследование показало, что активность использования информационных ресурсов архивных фондов студенчеством Тамбовской области составляет около 4% респондентов; основная часть студентов пользуется архивными фондами реже 1 раза в семестр. Это, вероятно, отражает долю исторической и историко-проблемной тематики в научно-исследовательской работе студентов.

Выявлена тенденция сокращения посещаемости студентами музеев области, при этом совершенно очевидно, что информационно-образовательные ресурсы недооцениваются и среди школ –до поступления в вуз 67% студентов ни разу не посетили краеведческий музей, 76% – областную картинную галерею, 82% – районный (городской) музей по месту жительства.

Подавляющая часть студентов (более 80%) являются покупателями печатной продукции. Интенсивность приобретения литературы напрямую зависит от уровня материального благополучия.

Информационные учреждения области не в полной мере способны удовлетворить информационные потребности студентов, поскольку 42,2% опрошенных отметили отсутствие в их фондах необходимой информации. В этих условиях особое значение приобретает использование ресурсов Интернет, а также создание локальных информационных компьютерных сетей.

Процессы информатизации общества находят отражение в сознании современного студенчества. Так, некогда лидирующий в числе способов получения информации просмотр телепередач у большей части студентов отходит на второй план, уступая место чтению и восприятию информации посредством компьютера.

Большая часть студентов в той или иной степени владеет навыками поиска в сети Интернет. Интенсивность использования компьютера и информационных ресурсов Интернет обусловлена технологическим уровнем информационной культуры и наличием соответствующих информационных потребностей.

Проведенное исследование в целом позволяет выявить следующие основные проблемы в информационном обеспечении студентов:

1. Ограниченность, в силу объективных и субъективных причин, информационных ресурсов, прежде всего, электронных.

2. Резкая дифференциация студенческой аудитории по уровню информационной культуры.

3. Неудовлетворенность пользователей уровнем обслуживания в информационных учреждениях.

В целях разрешения указанных проблем и оптимизации информационного обслуживания студентов региона представляется целесообразной реализация следующих рекомендаций:

1. Администрации области провести конкурс проектов по формированию единого информационного пространства региона.

2. Администрациям средних и высших учебных заведений: обеспечить обязательное изучение информационной культуры личности за счет регионального компонента государственных образовательных стандартов, причем в учебных заведениях это изучение должно осуществляться в кон-тексте будущей специальности выпускника;дифференцировать обучение информационной культуре с учетом первоначального уровня подготовки учащихся; рассматривать владение информационной культурой как элемент профессиональной подготовки преподавателя любого учебного заведения.

3. Руководителям информационных учреждений (библиотек, архивов, музеев, Интернет-центров и т.д.):

● продумать возможность создания корпоративной информационной сети региона;

● усилить маркетинговую составляющую деятельности, включая расширение спектра предоставляемых информационных услуг и повышение качества обслуживания.

Hosted by uCoz