Якимцова О.В.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК ОСНОВА
ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТОВ
СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ:
ВОПРОСЫ КЛАССИФИКАЦИИ

Информационная культура специалистов социогуманитарного профиля проявляется, прежде всего, в их информационных потребностях (ИП), отличающихся разнообразием.

На ИП специалистов социогуманитарного профиля оказывают влияние как профессиональные интересы, так и личные склонности и предпочтения. В связи с этим правомерным является выделение двух основных групп ИП – непрофессиональные и профессиональные.

К непрофессиональным ИП специалистов социогуманитарного профиля относится широкий спектр потребностей в получении разнообразной информации: политической, экономической, религиозной, этической, правовой, эстетической и др., вызванных их личными интересами, имеющими чаще всего временный характер и не связанных с профессиональной деятельностью. Такие ИП носят ярко выраженный психофизический характер, и их формирование и развитие осуществляется на протяжении всей жизнедеятельности личности специалиста.

Профессиональные ИП обусловлены, прежде всего, спецификой профессиональной деятельности специалистов социогуманитарного профиля, в то время как их личные склонности и предпочтения становятся вторичными, опосредованными. Такие ИП начинают проявлять себя уже на этапе профориентации личности, становятся более отчётливыми при получении специального образования, наиболее ярко выявляются в период профессиональной деятельности, усиливаются и расширяются при повышении квалификации.

Профессиональные ИП специалистов социогуманитарного профиля имеют сложную, иерархическую структуру. По содержательному признаку, в соответствии с существующей дифференциацией квалификаций социогуманитарного комплекса ИП классифицируются по следующим основныи группам:

1) ИП по педагогике, педагогическим наукам;

2) ИП по искусству, искусствознанию;

3) ИП по религиоведческим, философским, историческим, культуроведческим, филологическим и лингвистическим наукам;

4) ИП по психологии, социологии, политологии, журналистике, библиотековедению и библиографии, музееведению, праву, экономике, документоведению;

5) ИП по социальной работе.

В зависимости от направленности, специфики профессиональной деятельности ИП могут быть узкотематическими, широкотематическими, отраслевыми, межотраслевыми, проблемно-комплексными, краеведческими, страноведческими. Их конкретное проявление зависит от характера профессиональной деятельности специалиста.

В зависимости от цели профессиональной деятельности, специфики отрасли знания, в пределах которой осуществляет свою деятельность специалист возникают потребности в получении новой (текущей) информации и потребности в получении информации, созданной за определённый промежуток времени в прошлом (ретроспективной информации). Потребность получать новую информацию по своей и смежным отраслям знаний, отслеживать последние достижения науки отличается относительной стабильностью и возникает практически постоянно. Её удовлетворение создаёт информационно-комфортную рабочую атмосферу, способствует оперативному реагированию на изменения в своей отрасли и принятию адекватных решений по корректировке своей деятельности. Потребность в получении ретроспективной информации по своей теме, проблеме, отрасли возникает эпизодически при необходимости сопоставления настоящего с прошлым, исторического анализа отдельного направления либо деятельности в целом. Её удовлетворение обеспечивает возможность глубокого и поэтапного исследования определённого фрагмента реальности.

В зависимости от формы представления, свёртывания информации выделяются потребности в получении полнотекстовой (документной) информации, различной по видовому, языковому, географическому, авторскому, издательскому признакам, форме фиксирования – полнотекстовые ИП; потребности в получении разнообразной фактографической информации по своей теме, отрасли и смежным отраслям знания – фактографические ИП; потребности в получении разнообразной библиографической информации (общей и специальной; текущей, ретроспективной, перспективной; многоотраслевой, отраслевой, тематической, проблемно-комплексной, персональной и др.) – библиографические ИП.

Состав ИП специалистов социогуманитарного профиля обусловлен не только характером их профессиональной и информационной деятельности, но и функциональными обязанностями, выполняемыми в системе общественного разделения труда, социальными ролями, уровнем образования, стажем научной, творческой работы, уровнем информационной культуры и психофизическими качествами личности. Изучение, знание классификации ИП специалистов социогуманитарного профиля способствует наиболее полному их удовлетворению, что в значительной степени определяет успех профессиональной деятельности, содействует самореализации личности специалиста на разных ступенях профессионализма и развитию его информационной культуры.

Hosted by uCoz