Юшина О.Л.

ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА В ОБЕСПЕЧЕНИИ
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ЧИТАТЕЛЕЙ

Неотъемлемым условием развития современного информационного общества является всеобщая доступность информации, свобода выбора информации. Однако существует и негативная сторона этого явления. Обилие поступающей информации, ее содержательное разнообразие, наличие в информационном потоке большого количества низкокачественной информации являются причинами информационной перегрузки, информационного стресса личности. За рубежом это явление называют синдромом информационной усталости (“information fatigue syndrome”) или информационным беспокойством (“information anxiety”). Nакой ситуации требуется решение проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности личности.

Термин “информационно-психологическая безопасность” имеет несколько трактовок. Чаще всего под информационно-психологической безопасностью личности понимается состояние защищенности психики личности от воздействия неблагоприятных информационных факторов.

В России проблема информационно-психологической безопасности является междисциплинарной и изучается в рамках многих наук: психологии, социологии, социальной информатики, социальной философии, культурологии, медицины, юриспруденции и т. д. В библиотековедении первые шаги в этой области были сделаны еще в начале ХХ в. Н.А. Рубакиным и М.Н. Куфаевым. Они, разумеется, не использовали термин “информационно-психологическая безопасность”, но поднимали проблему защиты читателя от негативного информационного влияния. Однако проблема информационно-психологической безопасности читателей только сейчас начинает изучаться в России на теоретическом уровне.

Деятельность публичной библиотеки по обеспечению информационно-психологической безопасности читателей должна рассматриваться в рамках ряда функций, традиционно присущих публичным библиотекам: информационной, образовательной и культурно-воспитатательной. Возникает вопрос, каким образом публичная библиотека может обеспечить информационно-психологическую безопасность своих читателей, не нарушая принципов доступности различной информации, свободы выбора информации читателем, свободы чтения, т.е. тех принципов, которые лежат в основе современной парадигмы библиотечного обслуживания, современной библиотечной этики. Выход из этой ситуации состоит в том, чтобы не ограничивать право читателя на получение той или иной информации, низкокачественной с точки зрения библиотекаря, а в том, чтобы научить читателя самостоятельно анализировать, оценивать, отбирать информацию, избавляться от ненужной информации. Иначе говоря, выход – в повышении информационной культуры читателя.Видные российские и зарубежные специалисты солидарны во мнении: устойчивость личности к негативным информационно-психологическим воздействиям зависит от качества переработки информации в знание как интеллектуальный продукт, от того уровня мастерства обработки информации, которым владеет личность.

Можно выделить два взаимосвязанных пути обеспечения информационно-психологической безопасности читателей публичных библиотек. Во-первых, это информирование читателей и библиотекарей по данной проблеме. Во-вторых, обучение читателей в библиотеках методикам работы с информацией, направленным на обеспечение ин формационно-психологической безопасности личности. Такое обучение предполагает проведение серии библиотечных тренингов. Эти тренинги для читателей были разработаны автором статьи. Однако вначале необходимо было ознакомить с их содержанием библиотекарей. Это было сделано на базе ЦБС Курортного района г. Санкт-Петербурга.

Необходимость проведения таких занятий с библиотекарями-практиками была вызвана тем, что проблема обес-печения информационно-психологической безопасности читателей слабо разработана на теоретико-методологическом уровне, и библиотекари-практики почти не осведомлены о данной проблеме и возможных путях ее решения. Обучение библиотекарей методикам обеспечения информационно-психологической безопасности позволило не только расширить горизонты их знаний и умений в этой области, но и прогнозировать перспективность применения этих методик для читателей. Преимущество библиотекарей в том, что, несмотря на слабые знания по информационно-психологической безопасности, они обладают определенными читателеведческими знаниями и опытом работы с читателями, могут прогнозировать их интересы и потребности, а также разрабатывать систему библиотечных мероприятий по обеспечению информационно-психологической безопасности читателей. Эта система библиотечных мероприятий должна состоять из следующих этапов: информирование, обучение конкретным приемам через тренинги, выявление наиболее перспективных для дальнейшего использования и коррекция методик с учетом отзывов и пожеланий.

Тренинги по проблеме информационно-психологической безопасности читателей в трех группах библиотекарей ЦБС заслужили высокую оценку участников. Была признана их эффективность в решении задачи повышения устойчивости личности к негативным информационно-психологическим воздействиям, а также перспективность применения тренингов для обеспечения информационно-психологической безопасности читателей библиотек.

Hosted by uCoz