Шуликова С.В.

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ И БИБЛИОТЕКА: ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СЕРВИСА

(опыт Тульской ОУНБ)

В течение последних лет Интернет стремительно и прочно обосновался в библиотечной практике. Сегодня практически все библиотечные процессы в Тульской областной универсальной научной библиотеке связаны с сервисами глобальной информационной сети, начиная с делопроизводства и заканчивая обработкой литературы.

При обслуживании пользователей применение Интернет значительно расширяет возможности библиотекарей-библиографов.

Система обслуживания пользователей на основе ресурсов Интернет в Тульской ОУНБ строится в двух направлениях:

1. Самостоятельная работа пользователей (с возможностью получить консультацию библиотечного работника);

2. Справочно-библиографическое обслуживание (поиск необходимой информации в Интернет библиотечным работником в соответствии с запросами пользователей).

Самостоятельная работа пользователей организована в Интернет-зале ОУНБ. Справочно-библиографическое обслуживание осуществляют библиографы специализированных структурных подразделений ТОУНБ.

В процессе изучения потока пользователей, нуждающихся в получении информации из глобальной информационной сети, нами была выявлена определенная тенденция: самостоятельную работу с ресурсами Интернет предпочитают пользователи, владеющие основами компьютерной грамотности, но при этом, как правило, не обладающие необходимыми знаниями для информационного поиска и качественной оценки полученной информации. Как правило, это студенты, учащиеся средних специальных учебных заведений, школьники, которые обращаются к ресурсам глобальной сети при подготовке контрольных, курсовых, дипломных работ, написании рефератов. Отсутствие информационной культуры, необходимых знаний и навыков у данной категории пользователей создает, как правило, ситуацию, когда в большей степени оценить полученный результат может именно библиотечный работник. Таким образом, в процессе обслуживания сотрудники не только консультируют пользователя по вопросам поиска, но и обучают умению оценивать, правильно применять электронные ресурсы, рекомендуют те источники, которые в наибольшей степени удовлетворяют запросы, помогают библиографически правильно оформить найденную информацию.

Другая категория пользователей, которая предпочитает обращаться к услугам библиографов специализированных отделов, напротив, специалисты, в основном имеющие высшее образование и так или иначе занятые в научно-производственной сфере, сфере управления.При этом навыки владения компьютерной техникой не являются определяющими в выборе пользователей формы обслуживания.Основной мотивацией в данном случае является необходимость в профессиональном использовании всего многообразия ресурсов глобальной сети и всех возможных средств и способов поиска. В этом случае пользователь рассчитывает именно на профессиональные знания библиографа как информационного менеджера. Но оценить полученные результаты в большей степени может именно пользователь, а не библиограф.

Отдельным направлением работы библиотеки в глобальной информационной сети является представление собственной информации в Интернет и обслуживание удаленного пользователя.

В этом направлении работа ведется с учетом существующих требований и рекомендаций, которые предъявляются к наполнению библиотечных сайтов. Помимо того, при формировании библиотечного веб-сайта Тульская ОУНБ ориентируется на специфику региона, в том числе и в освоении Интернет-пространства.

Пользователи могут воспользоваться следующими возможностями, реализованными на сайте библиотеки:

1. Доступ к электронным каталогам книг и статей, к БД “Тула научная”, краеведческому электронному каталогу;

2. Доступ к корпоративному электронному каталогу “Корбис (Тверь и партнеры)” в рамках проекта “Тула-Тверь: научный диалог”, включающий информационные ресурсы Тверского, Брянского, Калужского регионов;

3. Служба электронной доставки документов;

4. Перечень периодических изданий, поступающих в библиотеку (по полугодиям).

5. Календарь памятных дат;

6. Информация о краеведческих изданиях;

7. Интернет-проект “Тульский край: 225 страниц прошлого”: публикации по истории края, биографические очерки выдающихся деятелей.

В ближайшей перспективе планируется создание виртуальной справочной службы на сайте библиотеки.

Проводя исследование удаленных пользователей, обращающихся к веб-сайту библиотеки, мы определили, что значительное их число не так уж “удалено”, т.е. к веб-сайту библиотеки в большой степени обращаются жители Тульской области. Таким образом, эта часть пользователей может рассматриваться как потенциальный “реальный читатель библиотеки” и организация информационного сервиса на веб-сайте должна быть рассчитана на дальнейшее более комфортное и эффективное использование ими фондов ТОУНБ.

Та же часть пользователей, которая действительно удалена (как правило, это пользователи из других регионов, иногда из-за рубежа) должна получить возможность посредством библиотечного веб-сайта в доступной степени использовать не только библиотечный фонд (работая с электронными каталогами, пользуясь услугой электронной доставки документов и т.п.), но и существующие региональные ресурсы Интернет. При этом именно библиотека может предоставить профессиональной организованные, а следовательно, достоверные каталоги Интернет-ресурсов.

Hosted by uCoz