Шапошников А.Е.

СЛЕПОГЛУХИЕ ЧИТАТЕЛИ В БИБЛИОТЕКЕ ДЛЯ СЛЕПЫХ

Слепоглухие – сравнительно небольшая группа лиц с ограниченными возможностями, но они требуют к себе особого внимания. Стойкое поражение слуха и зрения относится к числу самых тяжелых несчастий, обрушивающихся на человека. Без сострадательной помощи ближних, без специального обучения, способствующего социальной адаптации, слепоглухонемой ребенок обречен на отчуждение, отъединение, полную беспомощность. В проведении специальных мероприятий, направленных на социальную реабилитацию, нуждаются и взрослые с нарушениями зрения и слуха.

Индивидуальное обучение слепоглухонемых детей стало проводиться с 1837 г. (США, Бостон), когда началось обучение 8-летней слепоглухонемой Лоры Бриджмен в Перкинсовском институте слепых. Лора научилась писать и читать, овладела трудовыми и бытовыми навыками, хотя и не блистала особыми способностями. О ней и ее учителе, основателе тифлосурдопедагогики С. Хоуве рассказал в “Американских заметках” Ч. Диккенс.

Сенсацией, однако, стало другое, а именно высокое интеллектуальное и личностное развитие Елены Келлер (1880–1968). С помощью своей наставницы Анны Сулливан, она не только научилась чтению и письму по системе Брайля, но и освоила программу школьного обучения, поступила в колледж Гарвардского университета, окончила его со степенью бакалавра искусств. Она оказалась в центре внимания психологов, философов, писателей, журналистов. О ней написано много статей, книг, она стала героиней документальных фильмов, а также драмы У. Гибсона “Сотворившая чудо”.

В своих воспоминаниях Е. Келлер писала: “Настоящим образом я начала читать, когда я в первый раз приехала в Бостон. Там, в Институте Перкинса, открыли для меня библиотеку и позволили каждый день проводить в ней 2–3 часа. Какая это была для меня радость! Я бродила от шкафа к шкафу и брала с полки любую книгу, какая только нравилась моим пальцам” (Жизнь и подвиг Елены Келлер: Биобиблиогр. указатель.–М., 2001.–С. 8).

В процессе чтения Е. Келлер приходилось преодолевать значительные трудности, вызываемые непониманием значения многих слов. Но по мере того, как она схватывала ситуацию, это непонимание снималось, и она уже с нетерпением слушала объяснения учительницы.

Е. Келлер стала писательницей (“История моей жизни”, 1902, и др.), доктором философии, общественным деятелем. В 1954 г. в доме, где она родилась, был открыт мемориальный музей.

Пример Е. Келлер стал доказательством принципиальной возможности высокого развития слепоглухих. В нашей стране таким примером служила Ольга Ивановна Скороходова (1911–1982). Эта воспитанница проф. И.А. Соколянского писала стихи, книги, стала научным сотрудником НИИ дефектологии АПН СССР, защитила кандидатскую диссертацию на тему “Как я воспринимаю и представляю окружающий мир” (1961). О.И. Скороходова была в числе постоянных читателей Российской центральной библиотеки для слепых (ныне РГБС). В сопровождении секретаря она приходила на абонемент библиотеки, знакомилась с каталогом, с библиографическими пособиями, с календарем знаменательных дат. Держалась она с большим достоинством.

Активными читателями РГБС были слепоглухие студенты МГУ: С.А. Сироткин, Н.Н. Корнеева, А.В. Суворов и Ю.М. Лернер. Эта библиотека, как отмечает сотрудник Института коррекционной педагогики РАО И.В. Саломатина, никогда не переставала быть теплым и любимым домом для многих слепоглухих москвичей (Библиотеки для слепых на пороге XXI века: традиции и инновации. Сб.ст.–М.,2001.–С. 51).

В настоящее время в номенклатуре библиотечных услуг, предоставляемых слепоглухим читателям, находятся услуги, связанные с современными информационными технологиями. Читатели могут пользоваться персональными компьютерами, оснащенными брайлевским дисплеем (называется также брайлевской строкой или тактильным дисплеем). Благодаря компьютерным технологиям слепоглухие люди в принципе оказываются в одинаковых условиях со всеми остальными пользователями, получая возможность доступа в виртуальную библиотеку.

Слепоглухой ученый, доктор педагогических наук А.В. Суворов утверждает, что “брайлевские компьютерные технологии в области научно-технического и литературного творчества делают меня зрячеслышащим, снимая все связанные со слепоглухотой ограничения” (Суворов А.В. Человечность как фактор саморазвития личности.–М., 1996.–С. 33). Можно вполне согласиться с ним в том, что инвалидам, особенно тяжелым, специально приспособленные компьютерные технологии оказываются нужнее, чем здоровым людям. Благодаря компьютеру электронной почте и выходу в Интернет слепоглухие не только продолжают активно читать и знакомиться с необходимой им информацией, но и знакомятся друг с другом, расширяют круг общения.

Сдерживающим фактором использования Интернета является то, что компьютеры, оснащенные тактильным дисплеем, стоят очень дорого. Кроме того, наблюдаемая в настоящее время тенденция передавать информацию в виде зрительных образов препятствует восприятию слепыми многих материалов, размещенных в Интернете.

Оказывая поддержку слепоглухим людям, библиотеки налаживают партнерские отношения с общественными благотворительными организациями. К ним принадлежит Организация попечения о слепоглухих и людях с синдромом Ушера “Ушер-Форум”, которая была официально зарегистрирована 3 июня 1998 г. В числе учредителей – специалисты, родители слепоглухих детей, взрослые слепоглухие люди и члены их семей, а также социальные педагоги. Сотрудничество “Ушер-Форума” с РГБС началось с того, что они стали обмениваться информацией по проблемам слепоглухоты. В библиотеку передаются публикации по проблемам слепоглухоты, экземпляры информационных листовок и бюллетеней, которые издаются в “Ушер-Форуме”, а также журналы и материалы его иностранных партнеров. Библиотека со своей стороны оказывает помощь “Ушер-Форуму” в проведении мероприятий, предоставляя для них помещение читального зала. РГБС издан подготовленный И.В. Саломатиной реферативный сборник “Зарубежная литература по тифлологии: проблемы слепоглухих людей”.

Привлекая слепоглухих в число читателей библиотеки, организуя их обслуживание на дому, оказывая помощь в овладении чтением и письмом по Брайлю и в использовании новых компьютерных технологий, библиотеки для слепых вносят существенный вклад в социокультурную реабилитацию этой испытывающей особые трудности в доступе к информации, группе населения.

Hosted by uCoz