Сокольская Л.В.

“БИБЛИОТЕЧНЫЙ” СЕКТОР ЖЕНСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Российские библиотеки за короткий период оказались глубоко втянутыми в женскую проблематику: в круг культурно-досуговых, информационных, политических, экономических, бытовых проблем российских женщин. Появление “женского вопроса” в отечественной библиотечной сфере явилось следствием такого нового для России общественного явления как формирование женской субкультуры – культуры женщин как социально-демографической группы общества. Помимо этого, происшедшее вряд ли случайно для самых феминизированных учреждений страны.

В нашей стране традиционно признавались субкультуры таких социальных групп как рабочие, интеллигенция, национальности, но никогда в этом перечне не называлась культура женщин. Ее современная легализация и активное развитие еще воспринимается как нечто абсолютно новое и неординарное. Тем не менее за прошедшее десятилетие женская культура вполне утвердилась как значимый фактор российской социальной жизни, проявляя себя в выразительных и масштабных формах, например, в проведении женских кинофестивалей, различных художественных женских выставок, работе женских радиостанций, появлении множества женских теле- и радиопередач и, конечно, развитии целой индустрии изданий для женщин – книг и прессы.

В общем плане можно говорить о таком важном признаке формирования женской культуры, как появление культуры женского досуга. По большому счету, как и собственно женская культура, всегда была и культура женского досуга, другое дело, что она практически не организовывалась извне, находилась только на “самообслуживании”. Сегодня же значительный объем женского досуга обеспечивается продукцией и услугами, созданными специально для женщин, в частности уже названными специальными книгоиздательскими проектами.В связи с этим в последние годы особую актуальность приобрел вопрос досугового чтения в жизни современных женщин значения библиотеки как досугового учреждения для женщин.

Статистика последних лет убеждает нас в большой значимости библиотек для многих женщин. Они традиционно составляли активное большинство в библиотеках, имея перевес в среднем на 10–15%. Теперь же, по данным РГБ, они составляют 2/3 читателей, а в отдельных библиотеках их в составе читателей до 80%. Показательно, что эти пропорции соответствуют составу читателей в библиотеках развитых стран.

Следует признать, что значительную долю посетительниц общедоступных библиотек составляют старшеклассницы, студентки, более прилежные, чем юноши, в учебе, а потому чаще посещающие библиотеки. Однако столь же показателен и другой факт: участниками большинства библиотечных мероприятий являются женщины, при этом, как правило, более старшего возраста. Следовательно, есть все основания говорить о значимой роли библиотеки как информационно-досугового учреждения для женщин всех возрастов.

“Суммируя” результаты известных социологических исследований поведения пользователей библиотек, можно говорить об их своеобразной гендерной маркировке. Помимо уже отмеченной большей активности женщин в частоте пользования услугами библиотек, изначально их в библиотеках привлекает, прежде всего, возможность общения, тогда как у мужчин доминируют деловые мотивы обращения в библиотеку.

В целом феминизации читательской структуры общедоступных (и не только) библиотек способствуют несколько причин: значительная заинтересованность женщин в чтении; отсутствие у многих из них финансовой возможности приобретать интересующие книги и журналы; общая гуманизация библиотечной деятельности, отвечающая женскому мироощущению; феминизация в среде библиотекарей, создающая, с одной стороны, благоприятную психологическую обстановку для контакта женщины-библиотекаря и женщины-посетительницы, с другой, – невольно “обеспечивающая” преобладание женской тематики в содержании библиотечного обслуживания.

Наиболее существенным фактором феминизации структуры пользователей библиотек является, на наш взгляд, пред-расположенность женщин к чтению. Современное досуговое чтение женщин приобрело столь значительный размах и выразительную специфику, что позволило говорить о “женском чтении” как явлении современной культуры. В его основе социо-культурные обстоятельства жизни женщин, стимулирующие обращение к книге как средству релаксации и самоизоляции. Следует отметить признание современным читателеведением и психологией чтения наличия у “женского чтения” не только таких особых параметров как его мотивы, объем и содержание, но и специфичности его протекания как психического процесса, как на уровне функции мозга, так и влияния на социальное поведение женщин в результате чтения.

Появление новых тенденций в женском чтении и повышение значимости библиотек в культурной жизни женщин было, прежде всего, замечено библиотекарями-практиками, увидевшими эту категорию читателей не только с общими присущими им чертами, но и со специфическими особенностями, вызванными обстоятельствами социокультурной жизни разных женских групп. В результате сегодня во многих библиотеках обслуживание этой части пользователей ведется дифференцированно. Выделяются, в частности, группы женщин-инвалидов, женщин-матерей больных детей, беременных женщин, женщин-матерей детей дошкольного возраста, многодетных матерей, женщин-ветеранов войны, деловых женщин, бабушек и др.

Помимо этого, в последние годы произошел значительный рост женских объединений различной культурно-про-светительной и досуговой направленности при библиотеках. Следует также отметить, что женская тематика в ее различных аспектах, и особенно – материнском, традиционно является одной из ведущих в библиотечном обслуживании, что также создает привлекательный образ библиотеки для женщин. Различные государственные акции последних лет в защиту материнства и детства активизировали подобную деятельность библиотек.

Таким образом, развитие женской субкультуры в нашей стране, с одной стороны, своими атрибутами, прежде все-го, “женским” книгоизданием, “втянуло” библиотеки в сферу своего функционирования, с другой, – масштаб современного внимания библиотекарей к женщинам как к особой категории читателей позволяет говорить об этой деятельности как о складывающемся особом секторе женской субкультуры.

Купить сотовый поликарбонат krupnov-nn.ru.
Hosted by uCoz