Сергеева С.А.

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА В ИНФОРМАЦИОННО-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

На развитие библиотеки образовательного учреждения существенное влияние оказывает процесс модернизации системы образования, введение новых образовательных стандартов, новые технологии в науке и образовании. Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации определяет библиотеку как инфор-мационную систему, а одно из главных направлений федеральной политики в сфере информатизации – формирование рынка информационных ресурсов и услуг. Научная библиотека Астраханского государственного технического университета (АГТУ) – интенсивно развивающаяся научно-информационная система, являющаяся одним из ведущих структурных подразделений университета, обеспечивающая информационную поддержку образования и науки в ракурсе структурно-содержательных реформ высшей школы, гуманитаризацию технического образования, доступность информационных ресурсов.

Удовлетворение постоянно усложняющихся запросов только традиционными методами обслуживания стало малоэффективным, а в отдельных случаях просто невозможным. Использование современных технологий и нетрадиционных источников информации способствует созданию в библиотеке новой информационной среды (ИС). Основными задачами по формированию ИС библиотеки университета являются:

● разработка организационной структуры, обеспечивающей создание, поддержку и развитие ИС,

● обучение специалистов работе в ИС,

● техническое и технологическое обслуживание,

● разработка и поддержка информационных ресурсов,

● модернизация управления библиотечными ресурсами,

● формирование информационной культуры пользователей,

● взаимодействие с библиотеками региона, России, мира и развитие инновационной информационно-библиотечной деятельности,

● соблюдение авторских прав.

С 2002 г. в стране реализуется Федеральная целевая программа “Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 гг.)”, основополагающей целью которой является создание в Российской Федерации информационной среды, обеспечивающей единство образовательного пространства на всей территории государства, повышение качества образования в регионах России, создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий. В числе первоочередных задач развития российского образования выдвигаются создание учебных программ, электронных библиотечных ресурсов, развитие дистанционного обучения, модернизация и развитие сетевой инфраструктуры.

Главной целью информатизации образования является воспитание творчески мыслящей личности, способной к непрерывному повышению своего профессионального и культурного уровня, умеющей эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Качество овладения будущими специалистами изучаемыми дисциплинами зависит как от способностей обучаемых, так и хорошо налаженной информационно-образовательной среды. Основная цель информационно-образовательной среды университета состоит в обеспечении возможности доступа ко всем образовательным ресурсам университета. Под образовательными ресурсами университета понимается учебная, методическая, справочная, нормативная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации и изучения всего образовательного процесса с гарантированным уровнем качества.

Одним из основных образовательных ресурсов в университете является книжный фонд научной библиотеки. Успешное развитие учебных и исследовательских процессов в вузе немыслимо без актуальной информации, получаемой из книг, журналов, баз данных, Интернет. Комплектование фонда библиотеки АГТУ на протяжении многих лет можно охарактеризовать как стабильное и непрерывное. Содержание работы библиотеки университета по комплектованию и организации ее фондов с целью оперативного и полного обеспечения учебно-воспитательного процесса и научных исследований изданиями, другими документами и информацией о них определяет “Положение о формировании единого фонда научной библиотеки АГТУ”, а “Картотека книгообеспеченности учебного процесса” содержит информацию об учебных дисциплинах, контингенте студентов и формах их обучения, изданиях, рекомендуемых к использованию в учебном процессе, независимо от вида документов.

Открытие подготовки студентов по новым специальностям, значительное увеличение контингента, устаревание литературы по большинству экономических, гуманитарных, информационных, правовых и специальных дисциплин, переход на новый ГОС специальностей и направлений подготовки требует своевременного обновления и расширения фонда библиотеки. Участие в заседаниях ученых и методических советов факультетов, кафедр помогают уточнить тематику запросов читателей, формировать активно используемый фонд, так как именно преподаватели заинтересованы в полноценном обеспечении своей научно-педагогической работы необходимой литературой, способны дать ей экспертную оценку и апробировать в учебном процессе. Помимо печатных изданий библиотекой активно ведется комплектование изданий на дисках CD, DVD, аудио, видеокассетах.

Формируется фонд собственных электронных ресурсов и полнотекстовых баз данных. Заключаются договоры с институтами и организациями по обеспечению доступа к библиографическим, реферативным и полнотекстовым базам данных. Внедренная в 2002 г. форма заявки на учебную литературу позволила продолжить опыт по регулированию пути учебника от заказа до поступления в фонд библиотеки и выдачи его пользователю по конкретной дисциплине. Ректорат предоставил библиотеке площади для открытия двух “Университетских книжных лавок”, где реализуются издания университета и ведущих издательств страны, которые студенты и преподаватели могут приобрести для себя в личное пользование или оформить заявку для библиотеки.

Традиционные способы комплектования значительно обогатились за счет активизации использования информационных технологий: при заказе книг используются электронные прайс-листы издательств, на которых представлен значительно больший ассортимент, чем в печатных прайс-листах. Электронная почта помогает сократить срок получения заказа.

Одним из решающих условий высококачественной профессиональной подготовки будущих специалистов в системе высшего технического образования является вовлечение каждого студента в активную познавательную деятельность, использование им полученных знаний на практике. Задача библиотеки – развивать творческую самостоятельность будущего специалиста. В библиотеке АГТУ сложилась определенная система дифференцированного обслуживания читателей; по курсам и формам обучения – на абонементах, по отраслям знаний – в специализированных читальных залах. В библиотеке функционирует 7 читальных залов на 750 посадочных мест: научной литературы, учебной литературы, естественно-технических наук, гуманитарных, экономических и юридических наук, экономической и юридической литературы. Основными пользователями библиотеки являются профессорско-преподавательский состав, студенты, аспиранты, докторанты, сотрудники университета, а также студенты других вузов города, учащиеся колледжей, лицеев, научные работники институтов и организаций города и области. Традиционные формы библиотечно-информационного обслуживания, обогащаясь за счет новых технологий, преобразуются в совершен иные, предоставляя пользователям качественно новые возможности.

Библиотечно-информационное обслуживание непосредственно связано с формированием информационной культуры пользователей, привитием потребностей в информации, навыков правильного формирования информационного запроса, поиска, использования информации, выявлением и изучением информационных потребностей всех категорий пользователей. Библиотека осуществляет информационное сопровождение всех мероприятий путем оформления выставок, информационных стендов, библиографических указателей, списков литературы и т.д. Библиотека тесно взаимодействует со студенческим самоуправлением и студенческим профкомом университета. Ежегодно проводятся встречи руководителей структурных подразделений библиотеки со студентами всех курсов и факультетов, на которых обсуждаются вопросы библиотечно-информационного обслуживания, принимаются совместные решения по улучшению обслуживания. Социологические опросы, проводимые кафедрой социологии АГТУ, позволяют библиотеке выявить негативные моменты в работе и принять меры к их устранению.

Основа функционирования информационно-образовательной среды вуза – компьютеризация информационно-библиотечных процессов. С 1992 г. библиотека ведет планомерную работу по автоматизации библиотечно-информационных процессов: комплектованию фонда, обработке новых поступлений, ведению каталогов и картотек, учету фонда, анализу обеспеченности учебного процесса литературой, подготовке и печати стандартных выходных форм, поиску информации по различным признакам и др. Библиотекой созданы и постоянно актуализируются базы данных: книги, статьи, диссертации и авторефераты диссертаций, иностранная литература, труды преподавателей университета, книгообеспеченность учебного процесса. Приобретена новая сетевая версия АИБС “MARC-SQL”, внедрение которой в работу библиотеки позволит не только усовершенствовать процессы обработки изданий и создания информационных баз данных, но и представить электронные ресурсы библиотеки АГТУ в Интернет. Все отделы библиотеки АГТУ оснащены новейшей компьютерной и множительной техникой. В 2001 г. открыт электронный читальный зал, оборудованный 20 компьютерами, сканерами и необходимой оргтехникой. Высокоскоростной Интернет предоставляет пользователям возможность поиска информации для написания рефератов, курсовых, дипломных работ, научной работы и др. К услугам пользователей электронного зала – фонд CD, мультимедийные учебники, информационные образовательные ресурсы АГТУ, в том числе электронные версии всех учебных изданий университета за последние годы, сканирование, ламинирование, копирование и распечатка информации, запись ее на CD-диски, доступ к электронным ресурсам библиотеки, правовым базам “ Гарант” и “Консультант-Плюс”.

В 2001 г. библиотека вошла в единое библиотечно-информационное пространство страны, став участником консорциума вузовских библиотек” МАРС” (Межрегиональная Аналитическая Роспись Статей), в 2003 г. – членом АРБИКОН (Ассоциации Региональных Библиотечных Консорциумов). Это позволило предоставить пользователям библиотеки АГТУ эффективный доступ к информационным ресурсам библиотек партнерства, перейти к более совершенным формам внедрения информационных технологий для создания электронных библиотек и др. Пользователи библиотеки АГТУ в ближайшее время получат доступ к информационным продуктам и услугам Центральной библиотеки образовательных ресурсов, как образовательной электронной библиотеки, включающей основной пакет учебных изданий по большинству дисциплин. Совершенствование информационной среды, сочетание традиционных и электронных технологий способствует совершенствованию библиотечно-информационного обслуживания, повышению качества научных исследований, развитию системы образования, межличностного и культурного общения.

Итоги прошедших в 2002 г. аттестации и аккредитации АГТУ подтвердили решающую роль библиотеки в повышении престижа вуза и улучшении качества образования.

Современная материальная база, стабильное финансирование, стимулирование творческой активности позволили коллективу библиотеки определить свои ориентиры, найти способы их достижения, сосредоточить силы на инновационной деятельности во благо университета. Библиотека ясно видит дальнейшие перспективы и стремится как можно эффективнее выполнять свою основную задачу по созданию надежной информационной базы для дальнейшего совершенствования учебного процесса и развития науки в университете, расширению доступа к информации всем, кто в ней нуждается. Развитие новых инормационных технологий библиотека связывает с кооперированием и координацией деятельности с библиотеками страны с целью всестороннего удовлетворения пользователей информацией по интересующим их вопросам.

Hosted by uCoz