Царева Е.Н.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ КНИЖНОСТИ XVIII в.

На протяжении трех веков между представителями господствующей церкви и старообрядцами велась активная письменная полемика, приведшая к созданию уникальных памятников письменной культуры. Наиболее интеллектуально плодотворным в культурном и идеологическом аспекте можно считать XVIII в. Если в первые полвека после раскола создаются оригинальные литературно-художественные произведения (“Житие” протопопа Аввакума) и формируется собственно само понятие “старообрядческая книга”, то в XVIII в. разрабатывается доктрина интеллектуального обоснования старообрядческого движения, его идеологического начала на основе создания новых оригинальных произведений старообрядческой книжной культуры. Кроме того, активно ведется полемика и с господствующей Церковью, и внутри старообрядчества. Образуются крупнейшие староверческие скиты и поселения: Выго-Лексинский, Ветский, Керженский, Рогожское кладбище и многие другие, ставшие идеологическими и духовными центрами старообрядческой книжности. Старообрядческие скиты исполняли роль древнерусских монастырей.

В конце XVII в. из-за обрушившихся гонений старообрядцы вынуждены были бежать из Москвы и других городов на далекие окраины России, часто в совсем не заселенные места. Именно в тот период возникают многочисленные старообрядческие поселения: в Нижегородской и Вологодской губерниях, на Урале и в Сибири, в Польше и во многих центральных областях. Наиболее прославились своей деятельностью следующие центры: Керженец, Стародубье, Ветка, Выг и Рогожское кладбище, сыгравшие огромную роль в собирании, сохранении и распространении книжной культуры Древней Руси.

В конце XVII - начале XVIII вв. происходит окончательное оформление старообрядческой идеологии, обоснование догматической и культовой практики. XVIII в. – знаменательный этап в истории старообрядчества. Весь период старообрядческой книжности XVII-XVIII вв. можно разделить следующим образом.

1. Время начало раскола – конец восьмедесятых-90-гг. XVII – 30-гг. XVIII вв. Отношение правительства, в частности, императора Петра I к старообрядчеству происходит на фоне реформирования страны, которая преобладала в политике того времени. С одной стороны, это стремление использовать старообрядческих поселенцев как хорошо организованную рабочую силу, с другой, – борьба с традиционной древнерусской культурой, что резко противопоставило староверов правительственным структурам. В этот период старообрядческая книга проходит путь эволюции от отдельных фрагментов эпистолярного творчества до создания сборников сложного состава. Это наиболее яркий и продуктивный период в старообрядческой книжной культуре, время аккумуляции, т.е. собирания и накопление древних памятников, спасенных во времена пренебрежения к книге древнепечатной и харатейной. Происходит приобретение и копирование книги, складываются старообрядческие библиотеки. Для периода характерно цитирование подлинных памятников древнерусской книжности, хранящихся в государственных и монастырских книгохранилищах. Эти выписки фиксировались старообрядцами в сборниках. На этом фундаменте основано все идеологическое, духовное и культурное старообрядческое мировоззрение. Важное событие этого периода – почти одновременное возникновение и расцвет двух крупнейших идеологических и культурных центров “староверия”. С этими центрами: Выго-Лексинским в Поморье – главой “беспоповщины” и Ветко-Стародубским – “поповщины” и связано развитие и территориальное распространение старообрядческой книжной культуры в России, когда стали возникать староверческие поселения и в других районах. Древние города центральной России, прежде всего Москва, оставались фактически всегда важнейшим источником и центром перераспределения старообрядческой книги. Накопленный книжно-рукописный материал становился основой создания авторских сочинений. Данный период завершился созданием важнейшего в истории старообрядчества произведения “Поморских ответов”, которые подвели итог, продемонстрировали уровень развития, достигнутый старообрядческой книжной культурой на данном этапе. Происходит анализ творчества первых старообрядческих писателей-идеологов: их эпистолярно-публицистической переписке и документально-архивным материалам. Выделяются беспоповское и поповские согласия. Данный период (1701 г.) был характерен началом старообрядческого книгопечатания.

2. 30-60 гг. XVIII в. Период ее функционализации, приспособления, отбора. Время многочисленных “выгонок” старообрядческих поселений, связанных с усложнением общественно-политической жизни России и отразившихся на творчестве писателей-старообрядцев. Многочисленные старообрядческие книгописные центры “разоряются”, а их библиотеки конфискуются. Однако, несмотря на жестокие притеснения, старообрядческое движение распространяется практически по всей стране. В эти годы на первый план выдвигаются задачи догматико-полемического творчества, необходимого в условиях напряженной и все расширяющейся полемики не только с патриаршей церковью, но и между многочисленными направлениями внутри староверия. Широко распространяется новое, критическое отношение к древнему тексту, характерное в первый период только для самых образованных авторов. На первое место при отборе выступает функция, роль данной книги и текста. Особенностями периода стало развитие и фиксация в памятниках старообрядческой письменной культуры разных эсхатологических теорий и оживленная полемика между старообрядцами различных согласий. Из-за сложившихся экономических и политических предпосылок старообрядческая печатная книга почти не издается.

3. 70-90 гг. XVIII в. Протекает на фоне отношения правительства к расколу в “духе широкой терпимости и гуманности”. Период эволюции старообрядческой книги от рукописных сборников сложного состава к печатным. Связан, прежде всего с благоприятными изменениями в общественно-политической жизни и возникновением внутри старообрядчества общественно-значимых капиталов, способствующих созданию собственных старообрядческих типографий. По мнению П.И. Мельникова, “становление и подъем промышленности, и торговли в России связаны в значительной степени с деятельностью староверов”. Наличие крупного капитала в старообрядческой среде привело к концентрации памятников древнерусской литературы и складыванию крупных библиотек. Духовное руководство старообрядчества сосредотачивается в экономически зажиточных центрах. Строительство крупных старообрядческих храмовых центров, наподобие Рогожского и Преображенского, требовало соответственного книжного собрания, для отправления богослужебной практики и религиозного чтения. Все старообрядческое движение переживает крупное видоизменение, по мере того как исчезает острота религиозного брожения. Раздел по идеологическим и мировоззренческим причинам на согласия и толки фактически произошел. Старообрядческая книжная культура уже не испытывает столь крупных изменений, свойственным предыдущим периодам. Старообрядческое книгопечатание переживает период бурного расцвета. Доминирующая роль культурного и книгописного центра переходит к Москве, с которой не может состязаться ни экономически захиревший Выг, ни другие аналогичные центры. Именно в Москве были сосредоточены богатейшие купеческие Рогожское и Преображенское кладбища, основанные в 70-х гг. XVIII в. Москве. Она становится средоточием религиозно-культурной жизни московских староверов беспоповского и поповского согласий. Здесь собирается уникальная библиотека “дониконовских” рукописных и печатных книг, идет переписка и комплектация старообрядческих сборников.

Hosted by uCoz