Рейтблат А.И.

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ:
КОМПЛЕКТАТОРЫ И ЧИТАТЕЛИ

(по материалам социологического исследования)

Сейчас поставлена под вопрос традиционная концепция библиотеки как локализованного в одной пространственной точке собрания носителей печатной информации. Все большую роль играют электронные носители информации. Можно предположить, что с развитием компьютерных средств, совершенствованием техники и программ сканирования в ближайшие десятилетия будут оцифрованы если не все, то значительная (может быть, большая) часть накопленных в мире печатных материалов. Однако к подобной ситуации ведет переходный период длительностью в несколько десятков лет, на протяжении которого эти две формы хранения и распространения информации будут сосуществовать. И хотя в принципе оцифровано будет все или почти все, но расстановка приоритетов (что оцифровывать в первую очередь и в какой форме) – вопрос весьма непростой и в то же время социально весьма важный.

В нынешней социокультурной ситуации по мере “втягивания” все больших масс населения в пользование Интернетом и по мере увеличения фонда электронных библиотек их социальная значимость будет быстро расти. Фонды традиционных библиотек представляют собой удобную базу для создания библиотек электронных. Однако нужно уже сейчас осознать, что электронная библиотека не простое дополнение к фондам существующей библиотеки (пусть и весьма ценное), а иная форма ее существования, которая в будущем станет не менее (а возможно – и более) важной, чем бумажная. Правильный выбор пути оцифровывания – важная предпосылка успешного встраивания библиотек в новый коммуникативный контекст. При выборе материала для оцифровывания необходимо четко подразделить уровень стратегии и уровень тактики. На стратегическом уровне речь должна идти о приоритетах, о том, что библиотека считает нужным оцифровать в первую очередь; на уровне тактики – о том, что позволяют сделать организационные и финансовые ресурсы в плане реализации стратегических целей. Тактические соображения, определяемые такими факторами, как финансовые и организационные ресурсы, авторское право, наличие печатных оригиналов для оцифровывания, в данном сообщении мы обсуждать не будем. Стратегия же зависит от целей, которые ставят перед библиотекой комплектаторы (научная работа, учеба, справочные запросы, популяризация знаний, воспитание и пропаганда, развлечение и т.д.), и от характера читательских запросов.

Комплектатор электронной библиотеки должен решить, кто для него важнее: ученые, которым нужна сугубо научная литература, или студенты, которые ищут учебные пособия; гуманитарии, практики (бизнесмены, менеджеры, юристы, инженеры и т.д.), представители точных наук; жители столиц, которым нужны редкие и труднодоступные издания, или провинциалы, которые не могут найти у себя в городе (деревне) самые распространенные, недавно выходившие большим тиражом книги. Возможна, конечно, и компромиссная стратегия.

Отметим, что речь идет не просто о спросе на печатные издания, а о спросе в Интернете, который обладает весьма специфической аудиторией. Нельзя не учитывать, впрочем, еще одну читательскую группу, читательский спрос которой ни изучить, ни предсказать нельзя – наших потомков. Дело в том, что многие издания, зачастую весьма редкие, находятся сейчас в ветхом состоянии; бумага под воздействием времени (старая периодика, особенно газеты; часто используемые справочники и т.д.) становится ломкой и вскоре, особенно при интенсивном использовании, она может физически разрушиться; тогда перевод этих изданий в электронную форму станет невозможен.

Условно можно наметить следующие типы электронных библиотек, исходящие из типов потенциальной читательской аудитории (типов читательского спроса): 1. Учебная; 2. Просветительская; 3. Актуально-научная; 4. Научно-историческая; 5. Мемориальная.

В 2002 г. ВЦИОМом по анкете, разработанной в секторе социологии библиотечного дела Российской государственной библиотеки, был проведен опрос населения о пользовании электронными библиотеками. По репрезентативной выборке было опрошено 1019 москвичей, пользующихся Интернетом.

Цель проведенного исследования состояла в том, чтобы получить достоверную и дифференцированную информацию о читательских запросах и отношении к электронным библиотекам аудитории Интернета по следующим параметрам: какая часть аудитории Интернета пользуется электронными библиотеками, с какой частотой посетители электронных библиотек обращаются к ним, к материалам по каким отраслям знания обращаются посетители электронных библиотек, к каким жанрам и разновидностям художественной литературы обращаются посетители электронных библиотек, к какого типа изданиям (по функциональному назначению) обращаются посетители электронных библиотек, к каким кон-кретно электронным библиотекам обращаются пользователи Интернета, в чем они видят недостатки существующих электронных библиотек.

Исследование позволило впервые в изучении российского сектора Интернета получить фактическую информацию о спросе и отношении к электронным библиотекам основных групп читательской аудитории. Основные выводы таковы:

1. Среди пользователей электронных библиотек преобладают две основные категории – учащаяся молодежь и интеллектуальная элита, главным образом ученые и преподаватели.

2. У пользователей электронных библиотек познавательная и прагматическая установка на чтение выражена гораздо сильнее, чем у аудитории публичных библиотек: если в обычных библиотеках преобладает чтение художественной ли-тературы, то в электронных – справочной, учебной и научной.

3. Интересы читателей к различным научным дисциплинам различаются не очень сильно (к конкретным дисциплинам обращается от 10 до 30% аудитории электронных библиотек), причем ощутим более высокий интерес к актуальным сейчас сферам: экономика, право, электроника.

Hosted by uCoz