Михайленко С.Н.

ТЕНДЕНЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВУЗОВСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

Исследуя изменение функций библиотек высших учебных заведений, мы столкнулись с необходимостью выявить факторы, определяющие развитие вузовских библиотек.

Очевидно, что основное влияние на вузовские библиотеки оказывают общие тенденции развития российской высшей школы.

Для их выявления нами предпринят контент-анализ публикаций по проблемам высшего образования в России.

Объектом контент-анализа с целью выявления ключевых направлений развития высшего образования явились те-ксты публикаций в журналах “Высшее образование”, “Педагогика”, “Alma-Mater” за 1990–2001 гг.

В результате анализа сформировался перечень тенденций развития высшего образования. На данный момент – 33 категории.

Проведенное исследование позволило выявить как часто встречаемые тенденции высшего образования, например, многоуровневая система образования, непрерывное образование, дистанционное образование и др., так и менее часто встречаемые тенденции высшего образования, например, “Коммуникативные технологии”, “Социальное развитие высшей школы”, “Дополнительные образовательные услуги”, “Рекламно-информационное обеспечение образования”, “Конкурентоспособность высшего образования” и др.

Исходя из вышеизложенного, можно остановиться на тех направлениях которые с 90-х гг. захлестнули высшее образование. Это многоуровневое, непрерывное, дистанционное образование, обеспечивающие их общедоступность, свободу и плюрализм обучения.

В связи с выявленными направлениями в библиотеке вуза возникает проблема создания качественной учебно-методической базы: традиционных учебников, электронных учебников, дискет с автоматизированными учебными курсами, тренажерами и учебными пакетами прикладных программ.

Современные информационные средства и технологии все больше входят в практику библиотечного обслуживания. Библиотеки вузов активно обзаводятся компьютерами, электронными каталогами, создают у себя локальные сети, автоматизированные рабочие места и др.

Распространенными видами услуг, которые студенты хотели бы получать и получают в библиотеках высших учебных заведений: работа с учебной и научной книгой и научным журналом; ксерокопирование отдельных публикаций; использование компьютера в библиографическом поиске; получение широких информационных услуг; знакомство с новыми поступлениями и др.

В непрерывном образовании роль вузовской библиотеки неоспорима, поскольку она выполняет информационную, воспитательную, методическую функции. Библиотека имеет богатый информационный потенциал, представленный в виде газетно-журнального, книжного фонда, фонда нетрадиционных носителей, электронных баз данных, Интернет-ресурсов, развитый справочно-библиографический аппарат. Результатом сотрудничества школа-вуз-библиотека может стать составленное и опубликованное учебное пособие для подготовки к вступительным экзаменам.

Быстрое развитие компьютерных телекоммуникационных и информационных систем, средств мультимедиа привело к появлению системы дистанционного обучения.

Под дистанционным образованием понимается разновидность заочного обучения, предусматривающую активный обмен информацией между всеми участниками обучения и использующую в максимальной степени современные средства новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Ключевой проблемой дистанционного обучения является создание соответствующей информационной образовательной среды и библиотечно-информационное обеспечение самостоятельной работы студентов.

Расширение возможностей дистанционного обучения достигается подключением библиотеки к сети Интернет. При этом становится реальным диалог студента с преподавателем.

В образовательном процессе библиотечно-информационное обеспечение студентов предусматривает: постепенное соз-дание и накопление информационной базы дистанционного обучения, включающей в себя электронные учебники и учебные пособия, методические указания, электронные каталоги вузовской библиотеки; полнотекстовые базы данных, содержащие справочники, энциклопедии, рекомендуемую дополнительную литературу, электронные издания, а также формирование и хранение электронных комплектов учебной, методической и справочной информации по изучаемым дисциплинам; обеспечение удаленного доступа к информационным ресурсам по электронной почте; создание и ведение баз данных, в которых фиксируются даты и содержание запросов студентов на получение информации, отражается полнота и быстрота удовлетворения запросов, документируется информация о взаимодействии преподавателя и студента в ходе учебного процесса.

Конечно, для реализации перечисленных функций и информационной поддержки “дистанционных” пользователей целесообразно создание в вузовской библиотеке специального подразделения, обслуживающего “дистанционного” пользователя.

Влияние тенденций развития высшей школы не является единственным фактором, определяющим изменение роли и функций вузовской библиотеки. Современная библиотека вуза не стоит в стороне от развития библиотечной системы в целом, экономического развития страны и других факторов. Но поскольку она является важной подсистемой учебного заведения, перемены в образовании окажут на развитие библиотек вузов определяющее воздействие.

Hosted by uCoz