Аветисов М.А., Крамчанинов Е.В.,
Стеллецкий В.И., Стеллецкий В.В.
ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЦНСХБ
В РЕЖИМЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО
МОНИТОРИНГА ЧИТАТЕЛЬСКОГО СПРОСА
Изучение информационных потребностей пользователей – задача, которая решается многим библиотеками. Основная задача при этих исследованиях – определение источников информации, необходимых для комплектования фонда библиотеки. Особенно остро эта проблема возникла теперь из-за нехватки финансовых средств для приобретения литературы.
Задача изучения информационных потребностей читателей ЦНСХБ в режиме мониторинга читательского спроса может рассматриваться с разных сторон. Можно поставить задачу абстрактно, без учета той реальной автоматизированной системы, которая развернута и развивается в ЦНСХБ. Однако это подход к решению задачи не интересен, так как не позволит уже сейчас получить какие-либо практические результаты. Кроме того, создание системы без оглядки на реальные возможности чревато формулировкой требований, которые не могут быть реализованы в рамках действующих программных систем и схем данных. Поэтому разработчиками было выбрано направление работы, которая опирается на реальные данные, которые содержатся в БД напечатанных читательских требований литературы и базе выдаваемых журналов.
В БД “Читательские требования” при каждом требовании сохраняются дата, номер читательского билета заказчика, шифр хранения, год издания, автор и название издания. В базе выдаваемых журналов сохраняются дата, номер читательского билета и штрих-код экземпляра журнала. Использование этих данных совместно с базой читателей позволяет разделять информацию на группы по характеристикам читателей, а подключение электронных каталогов (книги и журналы в ЦНСХБ в разных базах данных), благодаря наличию в большинстве документов тематических рубрик, позволяет провести тематический анализ спроса. В настоящее время базы “Читатели” и “Журналы” ведутся в формате ППП ИРБИС, а “Электронный каталог книг” представляется совокупностью двух баз данных в Marc-SQL, разделенных на отечественные и иностранные.
В ЦНСХБ в настоящее время осуществляется компьютерный сбор информации о запросах читателей только на кафедре выдачи. При этом с 04.03.2003 собирается информация из читательских требований, сформированных авторизированным способом при работе читателя с информационными ресурсами ЦНСХБ, а также, независимо, с 03.09.2003 о выданных журналах, полученных библиотекой после 1998 г., и, следовательно, имеющих наклеенный штрих-код.
Кроме того, для идентификации журнала в целом используется его шифр хранения в ЦНСХБ. Для формулировки запроса к системе мы попытались адаптировать те формулировки, которые могли бы быть сделаны в случае, если изучение читательского спроса проводилось бы вручную на базе заполненных вручную требований, знаний сотрудниками ЦНСХБ фонда и правил выявления в этом фонде необходимых данных.
Мониторинг подразумевает, что получение результатов должно обеспечиваться непрерывно или с некоторой пери-одичностью. Поэтому разработка программных средств велась таким образом, чтобы их можно был бы легко ис-пользовать с любой периодичностью исследования – от одного дня до года.
Была проведена следующая работа: разработана система форм статистических отчетов, начата разработка программного обеспечения, реализующего формирование разработанных форм статистических отчетов.
Как упоминалось выше, анализ набора элементов данных названных баз данных позволяет провести исследования анализа потребностей читателя только по тем параметрам, которые отражаются в этих базах.
Результаты анализа можно было бы представить в табличной форме. Нами были выбраны таблицы, формы и методика отчетности.
Для анализа информационных потребностей были предложены следующие табличные формы:
1. Динамика обращения к информационным ресурсам различных категорий пользователей по годам (по убыванию спрашиваемости). Данная таблица представляет собой анализ обращений различных категорий читателей к информационно-библиографическим ресурсам ЦНСХБ;
2. Востребованность по тематике для разных категорий пользователей (по убыванию спрашиваемости);
3. Спрашиваемость по тематике для аспирантов (по убыванию спрашиваемости);
4.Обращаемость периодических изданий фонда ЦНСХБ в основном читальном зале (по убыванию спра-шиваемости);
5. Обращаемость иностранных периодических изданий фонда ЦНСХБ в основном читальном зале (по убыванию спрашиваемости); обращаемость отечественных периодических изданий фонда ЦНСХБ в основном читальном зале (по убыванию спрашиваемости). Таблицы позволяют анализировать востребованность периодики, имеющейся в ос-новном фонде ЦНСХБ, на основе автоматизированных читательских требований;
6. Соотношение реальных информационных запросов пользователей и их специальностей, заявленных при записи в библиотеку (по убыванию спрашиваемости). Отражает широту научных интересов пользователей, спектр их информационных запросов за пределами специальности.
7. Спрашиваемость по тематике общая (по убыванию спрашиваемости).
8.Динамика спроса на различные типы и виды изданий по годам. Таблица служит для анализа временных тенденций востребованности различных типов и видов изданий пользователями основного читального зала библиотеки.
9. Структура читательского спроса на различные типы и виды изданий. Таблица позволяет представить полную картину обращений различных категорий пользователей к представленным типам изданий.
В связи с отсутствием в библиографическом описании документов в базах данных элемента “тип документа” оказывается возможным разделить документы только на “журналы” и “не журналы”.
К моменту подготовки данной статьи система печати читательских требований, являющаяся основным поставщиком собираемой информации о читательском спросе в ЦНСХБ проработала 8 месяцев. При этом первые несколько месяцев она была доступна для читателей только с трех компьютеров. При рассмотрении полученной статистики следует учитывать, что большой поток читательских требований по-прежнему пишется вручную, что может влиять на полноту и точность информации отраженной в полученных формах.
Все проанализированные данные получены автоматизированным способом. олученные результаты могут содержать ошибки, возникающие из-за наличия ошибок в базах данных. Некоторая статистика: за отчетный период было на-печатано 11017 требований, из их 3105 т.е. около 28% на журналы (763 названия), 6808 (62%) требований было от сту-дентов, 1589 (14%) от аспирантов; иностранных журналов было выбрано 1242 (40%), а отечественных – 1835; наиболее спрашиваемый журнал – “Ветеринария” – 157 запросов; – 2955 запросов (26%) относились к литературе 1999–2001 гг., а 5000 запросов (46%) – к литературе 1997–2002 гг.