Есипов А.Л., Алёшин Д.В.

О НЕКОТОРЫХ ИТОГАХ СОТРУДНИЧЕСТВА
БИБЛИОТЕК И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

(исторический аспект)

Библиотечное дело и религия всегда тесно соприкасались друг с другом. Изначально есть как много общих черт в развитии библиотечного дела в разных странах, так и специфических, которые присущи тому или иному времени. Они сложились благодаря особым историческим условиям. Разница в достижениях библиотечного дела обуславливалась естественными и искусственно созданными условиями, включающими в себя такие аспекты, как традиции, уровень культуры и образования населения, развитие научной мысли и др.

В древности политеистические религии всего мира не заостряли внимание на том, какую литературу можно хранить в библиотеках, а какую нельзя. Во времена античности и ранее закладывались основы многих современных наук и библиотечного дела.Интерес к наукам и литературе был очень силён и почти не ограничивался религией, поэтому просвещение расцвело пышным цветом.Естественная взаимосвязь библиотек и религии в это время проистекает из реальных условий тесной близости библиотечного дела и религиозной мысли, которые выполняют в обществе высокую культурную миссию.

Развитие монотеизма серьезно повлияло на библиотечное дело. От былого либерального отношения к чтению и составу фондов библиотек не осталось и следа. Отныне церковь жестко контролирует все, что связано с мирской жизнью. Крупнейшие книгохранилища теперь принадлежат монастырям и храмам. Книжные сокровища были доступны лишь избранной части населения, одной из которых было духовенство. Представители церкви держали под контролем основные источники знаний. В то же время в недрах церковной библиотечной практики начинают появляться предпосылки к развитию библиотечной науки. Именно монахи храмовых книгохранилищ осваивали новые методики библиотечной деятельности.

С течением времени происходят изменения в общественном сознании. В Новое время церковь начала утрачивать свои позиции, в том числе в вопросах контроля за распространением знаний.Светская книга вырвалась из оков и окончательно укрепила свои гражданские позиции.Как следствие, значение монастырских книгохранилищ в XVIII–XIX вв. заметно ослабевает. Но не все религиозные организации просто так отступают перед “локомотивом” прогресса. Развитие взаимосвязи библиотек и церкви в отдельных религиях носит острый специфический характер. Исламская церковь сохранила и сохраняет влияние на общественное мнение и сегодня. Реакционный традиционализм мусульманского мира позволил этой религии удерживать свои позиции, в том числе и по отношению к библиотекам.

Рассматривая взаимосвязь библиотек и религии в историческом контексте, можно с полным правом утверждать, что религия и церковь сыграли свою главенствующую роль в развитии книжного и библиотечного дела во всём мире. Сформировавшись в недрах церквей и монастырей, книжные собрания постепенно трансформируются в достаточно самостоятельные религиозные и светские библиотечные учреждения, которые сохраняют свой статус и сегодня.

В советский период развития нашей страны происходила полная замена ценностей, к которым привыкли люди. Данный период можно сравнить с эпохой Средневековья, только с той разницей, что на этот раз запрещалась всякая религиозная пропаганда, активно выпускалась атеистическая литература, принцип партийности был главенствующим в библиотечном деле.

Но с началом перестройки вновь стала возрождаться религия в России. Религиозные библиотеки в настоящее время активно развиваются и восстанавливаются после 70 лет почти полного забвения. Наши дни можно определить как “период возрождения”, когда культовыми библиотеками ведётся активная и последовательная работа по восстановлению фондов религиозной литературы, созданию информационной базы для пользователей. Церковные библиотеки широко открыты для всех и ориентированы на религиозные, духовные ценности.

В процессе исследования были выявлены некоторые особенности в деятельности библиотек, которые можно отнести к спорным:

1. Большая часть атеистической литературы на сегодняшний день оказалась списанной в библиотеках разных типов и видов. Следуя веяниям 90-х гг. прошлого века многие библиотеки поспешили избавиться от такой литературы. В итоге нарушается принцип свободного и равного доступа к информации различного характера, который должен быть основополагающим в демократическом обществе. Наблюдается явный перекос в соотношении представленной религиозной и атеистической литературы в светских библиотеках в пользу религиозных книг. Как показывает практика, атеистическая литература также бывает востребована, например исследователями в данной области деятельности; историками, изучающими советский период развития нашей страны; учащимися.

2. В большинстве библиотек Орловской области отсутствуют статистические данные по религиозным (атеистическим) изданиям (имеется в виду читательский спрос на данную литературу).Эти документы учитывают вместе в большом разделе – “Общественно-политическая литература”.С одной стороны, это может показаться более рациональным, чем ведение статистики отдельно по религиозным (атеистическим) изданиям, но с другой, – необходимо учитывать интерес потенциальных пользователей к такого рода книгам, интерес граждан РФ к религии, возросший в последнее десятилетие.С практической точки зрения было бы интересно проследить читательские предпочтения посетителей библиотек области по отношению к религиозным (атеистическим) изданиям, что могло бы помочь при комплектовании фонда литературы.

3. Необходимо очень внимательно подходить к вопросу о взаимодействии религиозных организаций и библиотек. Сами библиотекари должны понимать, что библиотека (светская), прежде всего, призвана выполнять возложенные на нее обществом, государством функции. Взаимоотношения же с религиозными организациями – это одна из сфер деятельности, которая должна развиваться на благо общества наравне со всеми остальными. Вместе с тем необходимо твердо усвоить, что библиотека не должна переступать ту грань, когда она из просветительского учреждения рискует превратиться в орудие пропаганды религиозных догматов.

Hosted by uCoz