Стефановская Н.А.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ ЧТЕНИЯ В РОССИИ

В истории отечественных социологических исследований чтения выделяются следующие хронологические этапы, обусловленные социокультурными условиями, общественно-политической ситуацией, внутренними факторами развития самой научной дисциплины “социология чтения”:

Конец 50-х–60-е гг. ХIХ в. – этап предыстории изучения читателей. Он характеризуется тем, что обосновывается сама необходимость изучения чтения, декларируются основные установки и принципы исследовательской деятельности, осуществляются первые практические исследования, в частности Л.Н. Толстым, Н.Г. Чернышевским.

70–80-е гг. ХIХ в. – этап эмпирического, опытного поиска и разработки эффективных методов изучения читателей и организации исследований. В этот период сформировались основные методы изучения чтения, используемые в модифицированной форме и до сегодняшнего дня: индивидуальная и групповая беседа с читателем (“переспрос” по вопросникам и беседа в свободной форме – без вопросников), непосредственное индивидуальное и групповое наблюдение за читателями, анализ письменных отзывов о прочитанных книгах, анализ письменных работ читателей-учащихся (сочинений о прочитанных книгах), анкетирование, биографический метод, анализ библиотечных абонементных записей (формуляров), анализ материалов статистического учета и отчетности библиотек, метод экспертных оценок. Значительный вклад в разработку этих методов внесли Х.Д. Алчевская, Н.А. Корф, Н.А. Рубакин. Появились такие формы сбора эмпирических данных как массовые “программы для собирания сведений…” о различных сторонах жизни народа, в том числе и о его чтении и читательских предпочтениях (в частности программы Д.М. Шаховского (1885 г.), А.С. Пругавина (1887 г.), Н.А. Рубакина (1889 г.)). Основным объектом изучения были читатели-крестьяне, в меньшей степени – рабочие и другие группы населения.

90-е гг. ХIХ в.–1917 г. – этап преимущественного изучения читателей-рабочих, которое осуществляется на комплексной основе и с учетом условий их труда и быта. Основными изучаемыми вопросами были: выяснение развития (степени грамотности, образовательной подготовки) читателя; его способности понимать язык и содержание обращающейся в народной среде литературы; образовательное влияние прочитанной книги и применение полученных знаний в практике жизни читателя; воспитательное влияние книги на нравственные качества читателя; отношение к прочитанному, цели чтения.

20–50-е гг. ХХ в. – этап идеологически регламентированного изучения читательской культуры. В соответствии с официальной концепцией формирования мировоззрения все исследования читательской аудитории проводились с точки зрения руководства ее чтением. Социологические исследования чтения приобретают организованный характер, осуществляются государственными учреждениями, исследовательскими коллективами. При этом данный период отличает всплеск исследовательской активности в 20-е гг. и ее резкий спад и почти полное прекращение в 30–50-е гг., что связано с социально-политической обстановкой в стране и гонениями на социологию как науку. В этот период был собран и обобщен разносторонний материал о читательском облике рабочей и крестьянской аудитории того времени, разрабатывались теоретические основы изучения чтения.

60–80-е гг. ХХ в. – этап централизованных крупномасштабных исследований чтения и читательской аудитории. Либерализация общественной жизни дала новый стимул развитию эмпирических исследований чтения по двум направлениям: 1) самостоятельные крупномасштабные исследования, проводимые ведущими библиотеками; 2) прямое или косвенное изучение чтения в рамках исследований бюджетов свободного времени и структуры досуга населения. Отличительные черты этого периода: проведение централизованных крупномасштабных систематических исследований, их географическая представительность (участвуют разные регионы); широта изучаемых вопросов (изучалось чтение основных социальных групп – рабочих, молодежи, специалистов, крестьянства, библиотечное и небиблиотечное чтение); использование комплекса методов (опрос, эксперимент, наблюдение, анализ документов и др.).

В 90-е гг. ХХ в. начинается этап регионализации социологических исследований чтения. Для него характерны: увеличение числа межрегиональных и локальных исследований чтения, проводимых библиотеками; разнообразие их тематики; создание самостоятельных исследовательских подразделений в региональных библиотеках, в штате которых появились специалисты – социологи, психологи, изучающие чтение; использование новых методик; расширение маркетинговых исследований чтения; развитие ретроспективных и сравнительно-исторических исследований круга чтения и читательских интересов различных социальных слоев в конце ХIХ и в конце ХХ вв.; тенденция к объединению, консолидации специалистов, изучающих проблемы чтения, созданию профессионального сообщества.

Таким образом, социологические исследования чтения в России, начиная с середины XIX в. до сегодняшнего дня, прошли значительный путь развития от поверхностного недифференцированного ознакомления с народным читателем в целом до сложных комплексных разноуровневых исследований глубинных проблем чтения различных социальных групп общества.

Hosted by uCoz