Давыдова И.А.

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИЗАЦИИ ИНФОСРЕДЫ

Можно предположить, что вызов ХХI в. в информационной сфере будет состоять в осознании гуманистической ориентации информационной деятельности, которая может рассматриваться как фактор, который в значительной мере позволит нейтрализовать недостатки практического технологического использования знаний в начале тысячелетия.

Главная парадигма развития библиотечного производства определяется логикой становления информационного общества и может выступать средством преодоления противоречий между технократическим и гуманитарно-ориентированным подходами в общественном развитии. Методологическое значение этого фактора, по нашему мнению, основывается на том, что человеческая деятельность все в большей степени базируется на знаниях, кодифицированных в различного рода технологиях.

Используя современные представления о человеческих знаниях, можно утверждать, что они, собственно, являются результатом информационного моделирования действительности. В этом смысле очень точным является утверждение, согласно которому широкое использование информационно-когнитивных технологий и информационное моделирование всех процессов, которые происходят в биосоциотехническом комплексе, выбор оптимальных вариантов и путей повышения уровня сознания как любого человека, так и совокупного социального интеллекта становится культурным императивом современного общества.

Библиотека развивается в русле этого процесса. По мнению Р. Чейза, эра знаний является периодом изменения парадигмы для библиотекаря. Он утверждает, что именно сегодня решается будущее библиотечной профессии: или начинается ее новое “золотое столетие”, или процесс маргинализации, если эта профессия не сможет отвечать прогрессу электронных и интеллектуальных технологий.

В этих условиях особое значение приобретает общественная значимость произведенных библиотекой информационных продуктов и услуг. Перспективы их развития тесно связаны с усилением интеллектуальной составляющей информационного производства и развертыванием аналитической деятельности. В наше время реальные потребности пользователей в такого рода информационной поддержке четко обозначились. Субъектам рынка необходимы информационные продукты, которые включают не только отдельные информационные издания, данные, но и аналитические сведения, прогнозы, дающие возможность принимать квалифицированные управленческие решения. Информационно-аналитическое обеспечение участников рынка – еще незаполненная ниша и именно библиотечные работники могут удачно использовать свой опыт в этом направлении.

По мнению специалистов, библиотекари в эпоху Интернета, Интранета и мультимедийных технологий переходят к разряду “рабочих знаний”, которые создают новые материальные и интеллектуальные продукты. Однако стандартный набор профессиональных привычек сам по себе мало что может дать “дегуманизированному” специалисту, ориентированному на рыночное производство знаний. Значительный объем информации не будет полезным без умения превращать его в ценностно-опосредованное и эмоционально мотивированное знание.

Ведь знание, которое поднимается над миром, еще не гарантирует новой гармоничной его картины в том случае, если не побуждает к гуманной деятельности. Ум, интеллект должен интегрировать все формообразования человеческого духа в человеческую духовность. Возрождение духовности – это возрождение единства всех сущностных сил человека, способов и форм освоения действительности и библиотека должна ориентировать стратегический вектор своего производства на достижение этой цели. Она должна учитывать баланс интересов всех членов общества, осуществлять его в гуманистических формах с учетом коэволюционных процессов, идей соразвития, общего движения разных социальных структур к новому состоянию жизнедеятельности общества.

Библиотечное производство, являясь результатом целенаправленного социального проектирования, тесно связано с изменениями ценностных установок и мотиваций различных социальных групп и ведет к трансформации их поведения.

Общеизвестно, что общество на разных этапах своего развития формирует принципиально разные требования к библиотеке в целом и ее технологиям. В этом смысле понимание стратегии дальнейшего развития библиотеки как когнитивно-производственной системы, которая не только функционирует в сложных условиях информационного рынка, но и выполняет важную миссию содействия устойчивому развитию общества на основах гармоничного развития человека, предопределяет необходимость рассмотрения библиотечного социального института как действенного средства гуманизации рыночно-ориентированного общества.

Hosted by uCoz