Бородина В.А.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ –
ПУТЬ К ВСЕОБЩЕЙ ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИИ

Информационная социализация – это процесс и результат усвоения и воспроизведения личностью опыта, накопленного человечеством по работе с информацией любого типа и вида. В нее включаем традиционную библиотечно-библиографическую, читательскую, компьютерную социализацию и культуру восприятия любых знаковых систем. Понятия “информационная социализация”, “информационное развитие”, “информационная деятельность”, “информационная культура” взаимосвязаны. Информационное развитие – количественно-качественные изменения в информационной деятельности, происходящие в ходе информационной социализации в онтогенезе. Информационная деятельность – способ освоения разнообразной информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности человека в целом (в общеобразовательных, досуговых, профессиональных и других целях). Информационная культура – достижения субъекта в области информационной деятельности, развития и социализации. Она включает не только знания, умения, навыки по работе с разнообразной информацией и на разных носителях, но и отношение к информационной деятельности, развитию и социализации. Это отношение проявляется в мотивационно-ценностных и рефлексивных механизмах по освоению любых информационных ресурсов.

Успешный человек во всех сферах жизнедеятельности, как правило, – это личность, широко и глубоко осведомлённая, обладающая высоким уровнем эрудиции. В последние годы стал расхожим тезис: “владеешь информацией – владеешь ситуацией и миром”.Известны и аргументы: “как читаешь, так и учишься”, “как работаешь с информацией, так и продвигаешься в профессии”. Однако современный человек живет и трудится в сложной информационной ситуации. С одной стороны, ёмкие и плохо отструктурированные информационные ресурсы. С другой – низкий уровень культуры информационной деятельности социальных субъектов и дефицит времени на работу с информацией. В системе же непрерывного образования и профессиональной деятельности сложилась парадоксальная ситуация. Не реализуется принцип соответствия информационной социализации современным требованиям жизни. Имеются изъяны в передаче опыта читательской культуры от поколения к поколению. Разлажен механизм воспроизводства информационной культуры в целом, читательской в частности. Стихийное воспроизводство информационной культуры не обеспечивает её высокое качество, что чревато негативными явлениями.

За последние годы обострились проблемы, связанные с информационной безопасностью личности. Их много. В совокупности они представляют серьёзную угрозу для психического и психофизиологического развития личности. Одним из средств снижения негативного влияния существующей деструктивной и загрязненной информационной среды и нормализации информационной деятельности является высокий уровень информационной культуры в целом. Необходимо добиваться гармонизации всех составляющих информационной культуры как культуры восприятия любых знаковых систем на разных носителях с помощью традиционных и инновационных технологий. Очевидно, что гармоничная информационная культура всех социальных субъектов на высоком уровне квалификации способна обеспечить всеобщий доступ к информации в психологически комфортных условиях без серьёзного ущерба для физического и психического здоровья человека.

Целенаправленное формирование высокого уровня информационной культуры осознаётся многими специалистами, но мало делается в силу разных причин. Главная из них – неповоротливая система непрерывного образования в решении этой задачи. В свою очередь, качество модернизации образования во многом будет зависеть от решения задачи информационной социализации.

Пока в обществе не обеспечивается конструктивный и рациональный подход в информационной социализации в онтогенезе. Такой подход предполагает гармонизацию взаимодействия социальных институтов. Все участники этого процесса должны иметь высокий уровень собственного информационного развития в целом и читательского в частности. От них требуется и определенная профессионализация в передаче опыта информационной деятельности, в формировании информационной культуры. Но существующая система образования не обеспечивает воспроизводства информационной культуры. В одиночку библиотека с этим не справится. В неё приходят пользователи с уровнем и характером читательской социализации, приобретенной в рамках других социальных институтов, прежде всего, семьи и школы. Получается замкнутый круг.

Как обеспечить прорыв в сложившейся ситуации? Необходим всеобуч по формированию информационной культуры. Пути должны быть разные, но обеспечивающие непрерывность процесса информационной социализации социальных субъектов. Один из них – кардинальное изменение в информационном образовании в школе. Пока педагогический коллектив школы не способен решить задачу формирования информационной культуры на должном уровне в силу следующей причины. В базовом педагогическом образовании отсутствует профессионализация в ин-формационной составляющей деятельности будущего учителя. Нет в учебных планах специальных предметов, формирующих информационную культуру педагога, обеспечивающую в дальнейшем информационно-психологическую составляющую любой предметной деятельности ученика. Вследствие этого отсутствует информационная культура как самостоятельное профессиональное качество педагогов. Оно частично формируется лишь у учителей начальной школы в области методики обучения чтению. В рамках же информатики решаются задачи по формированию компьютерной культуры – лишь одной компоненты информационной культуры.

Очевиден вывод: надо менять существующее положение в базовом педагогическом образовании, что достаточно сложно, так как требует изменений в профессиональном сознании педагогического сообщества и учебных планах педагогических вузов. Пока представители управленческих структур систем образования не осознали фундаментальное значение информационной культуры для модернизации образования через базовую подготовку педагогических кадров.

Слишком силён и “предметный” менталитет в подготовке учительских кадров. Это проявилось и в проектах национальных программ чтения. Было предложение: готовить кадры учителей чтения для школ, в том числе на базе библиотечного образования. Школьный библиотекарь одновременно должен стать и учителем чтения. Но это означает введение ещё одного предмета в учебный процесс в условиях уже существующей значительной информационной перегрузки. Исследовательский и практический опыт Н.И. Гендиной по формированию информационной культуры, несомненно, позитивен.

Однако формирование информационной культуры личности – весьма сложное, трудоёмкое и длительное дело. Оно обязательно должно быть “надпредметно” и осуществляться непрерывно на основе “контекстного” принципа, иначе говоря, встроенности и включенности в конкретную информационную среду. При этом наиболее продуктивным является психосемиотико-коммуникативный подход в информационной социализации в непрерывном образовании и в информационном обеспечении профессиональной деятельности. Полагаю, что профессионализация в информационной социализации воспитателей детских садов, учителей, библиотекарей и родителей позволит существенно повысить их уровень информационной культуры. Это в свою очередь обеспечит воспроизводство информационной культуры растущей личности.

Координирующим и стимулирующим звеном в цепочке информационной социализации в сложившейся социо-культурной и образовательной ситуации может и должна стать библиотека как социальный институт. Для этого имеются все предпосылки. Накоплен солидный опыт, прежде всего, по библиотечно-библиографической ориентации и воспитанию культуры чтения. В базовом библиотечном образовании формируются основы информационной культуры как профессиональной составляющей. Это означает, что по сравнению с другими специалистами профессионализация библиотекарей в области культуры информационной деятельности потребует меньших усилий и затрат с наибольшим эффектом.

Библиотеки могут стать ресурсными центрами в решении проблем информационной социализации. Воспроизводство информационной культуры возможно через создание при библиотеках центров семьи и детства. Начинать создавать предпосылки для информационного развития личности нужно уже в пренатальном периоде, вооружая родителей соответствующими методиками и технологиями. Библиотечные специалисты, прошедшие профессиональную информационную социализацию, способны будут консультировать, обучать, просвещать и другие категории населения.

Целесообразно попытаться решить проблему подготовки соответствующих кадров в рамках библиотечно-информационного образования. Для этого имеются и кадры преподавателей, и соответствующие учебно-методические ресурсы. Библиотечная наука, образование и практика доказали, что проблема информационной социализации реально решаема, причем достаточно эффективно. Необходимы лишь соответствующие административные решения.

Hosted by uCoz