Якимцова О.В.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА:
ОБЪЁМ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ

Современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется активизацией процесса информатизации. Происходящие информационные изменения в современном мире в значительной степени способствовали введению в научный оборот термина “информационная культура”. В условиях перехода к информационному обществу информационная культура становится неотъемлемой частью, базисом жизнедеятельности в информационном пространстве, необходимым условием для успешной деятельности в любой сфере.

Понятие “информационная культура” характеризуется многогранностью и определяется на современном методологическом уровне неоднозначно. Сегодня существует несколько подходов к его интерпретации. В связи с тем, что информационная культура связана с двумя фундаментальными категориями – “информация” и “культура”, основными подходами к трактовке этого понятия выступают информационный и культурологический.

Большинство исследователей выводят своё определение информационной культуры, придерживаясь информационного подхода. Под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора и анализа информации, т.е. всё то, что относится к информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей. При этом определения информационной культуры строятся только на информации, что значительно суживает само понятие “информационная культура”. В сущности информационный подход отражает такую её существенную составляющую как библиотечно-библиографическая и компьютерная грамотность, причём библиотекари отождествляют информационную культуру с основами библиотечно-библиографических знаний, а специалисты в области информационных технологий – с определённым уровнем умений взаимодействия с компьютером, с компьютерной грамотностью и культурой. Следовательно, технологический акцент информационного подхода не даёт полного представления о таком сложном феномене как информационная культура.

Использование культурологического подхода к интерпретации информационной культуры существенно расширяет её содержание. Так, информационная культура рассматривается как неотъемлемая составная часть общей культуры личности; как область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности; включается в человеческую культуру в целом и является её информационной компонентой; гармонизирует внутренний мир личности в ходе освоения социально необходимой информации и т.д. В культурологическом плане информационная культура тесно переплетается со многими другими видами культур: экономической, политической, правовой, нравственной, экологической, религиозной и др., является неотъемлемой их составляющей, “сквозным” аспектом, пронизывающим культуру в целом. С позиций культурологического подхода информационная культура рассматривается в качестве способа жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

Интерес вызывает и информологический подход к рассмотрению информационной культуры. В рамках такого подхода информационная культура определяется как “методика, методология и мировоззрение общества эпохи информатизации”. В связи с тем, что знания об информационных законах, средствах взаимодействия с информацией становятся основой, методологией эпохи информационного общества, перспективность такого подхода очевидна.

Для понимания феномена информационной культуры вполне уместно применить психолого-педагогический подход. Как известно, основной целью педагогического процесса, а также его критерием, средством воспитания и обучения, основным мотивом самовоспитания и самообразования выступает всестороннее и гармоническое развитие личности. Однако, эта идеальная цель образования, непосредственно связанная с объёмом и характером знаний, умений, навыков, привычек, качеств и свойств личности, необходимых индивиду для выполнения основных ролей в обществе, на разных этапах общественного развития осознавалась неоднозначно. Сама идея всесторонности претерпевала естественные изменения. Так, первоначально в период античности она обозначалась как физическое, нравственное и умственное развитие. Гуманисты эпохи Возрождения включили в понятие всесторонности ещё и эстетическое развитие. В дальнейшем к указанным направлениям образования добавилось трудовое, затем политехническое и политическое воспитание. Во второй половине XX в. возникла необходимость и в информационной подготовке обучаемых. Следовательно, со стороны психолого-педагогического подхода информационная культура представляет собой составную часть, неотъемлемый компонент процесса всестороннего и гармоничного развития личности, решаемого современной системой образования.

На наш взгляд, в качестве основных составляющих элементов информационной культуры следует рассматривать:

● методологию и мировоззрение информационного общества;

● информационное мировоззрение личности;

● способ жизнедеятельности в информационном обществе, ценностные ориентации личности;

● совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для успешного существования в современной информационной среде;

● технологию оперирования всеми видами информации.

Информационная культура – это сложное и многомерное явление, пронизывающее все сферы человеческой деятельности и все стороны развития личности. Она способствует осознанию человеком своего места и роли в окружающем его мире, гармонизирует жизнедеятельность в информационном пространстве и содействует всестороннему и гармоничному развитию личности в условиях становления информационного общества.

Hosted by uCoz