Черных О.В.

БИБЛИОТЕКА КАК ОТКРЫТАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ
СИСТЕМА В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Предмет нашего исследования ограничен функционированием библиотеки как открытой коммуникативной системы, которая формируется и развивается согласно той свободе выбора в действиях, которыми располагает человек современного демократического общества.

Идея взаимозависимости восприятия истории культуры и развития разных форм коммуникации, связанных с книгой, не нова. В частности, О. Шпенглер рассматривает все проявления духовной жизни эпохи во взаимосвязи с книгой, которая выступает символом целостности культуры.

Тенденция национально-культурного изоляционизма, как отмечает В.Н. Шейко, приводит к застою, отставанию от мирового культурного процесса и в результате к частичной деградации.

Постановка вопроса об открытой коммуникативной системе в теории библиотековедения базируется на основе человеко-центрического подхода “человеческого измерения” (А.С. Чачко), тем более, что по Ю.А. Шрейдеру, информационно-когнитивный потенциал общества требует развития личностных свойств пользователей.

Библиотека как открытая коммуникативная система обеспечивает цивилизационный способ общения, который мы обозначаем термином “межкультурная коммуникация”.

Мировые авторитеты в области гуманитарных и философских наук, такие, как: К.–О. Аппель, М. Вебер, Ю. Хабермас, Е. Дюркгейм, Дж. Локк, П. Сорокин и др. отмечают, что культуру коммуникаций обеспечивают равноправный диалог, совместная ответственность, которые на рубеже ХХ–ХХІ вв., реализуя синтез индивидуальных свобод, определяют нормы поведения – “мировую этику”.

Исходя из этого, мы рассматриваем функционирование крупных библиотек как открытых систем, действующих в гиперпространстве из реализации круга гуманистических проблем, возникающих в процессе межкультурной коммуникации, которые определяют основу реально действующих каналов международного библиотечно-информационного обмена и доставки документов, деятельность которых предусматривает динамизм, работу в двустороннем диалоговом режиме, базирующихся на принципах взаимного согласия и партнерства.

Считаем это главным, так как в настоящее время идеологическое и психологическое влияние книги и чтения в мировом масштабе ослаблено конкуренцией телевидения и Интернет, лоббированием, манипуляцией общественным сознанием, идущими из одного источника на тысячи реципиентов, гораздо мощнее и эффективнее, чем это было прежде. На этом акцентирует внимание Н.И. Сенченко, который считает, что представление об успехах и необходимости “компьютерно-информационной революции” формируется экономически.

Развитие коммуникативных систем библиотеки, создание доступа к информационно-знаниевому потенциалу – ключевые проблемы современного библиотековедения.

Базовыми положениями при рассмотрении библиотеки как открытой коммуникативной системы, являются исследования (Берталанфи Л. фон, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.) по общей теории систем, выводы которых предусматривают разделение всех систем известных человеку на искусственные и естественные.

Открытая коммуникативная система библиотеки как искусственная система, развивается по объективным законам, формируется согласно воле и знаниям людей, соизмеримо их целям и задачам.

Говоря о самореализации библиотеки как открытой коммуникативной системы, мы вводим понятие “ядро” открытой системы – это фонды, без которых не может состояться обмен информационно-знаниевым потенциалом, а библиотека состояться как открытая коммуникативная система.

Кумулируя в своих фондах документы как вид деятельности человека, библиотека замыкает их ряд, что позволяет говорить о ней как закрытой системе. Сохраняя документы как часть культурного наследия этноса, выполняя тем самым мемориальную функцию, библиотека обеспечивает открытость информационно-знаниевого потенциала, чем способствует формированию и удовлетворению потребностей пользователей.

Глубина раскрытия фондов, расширение доступа к документам являются гордостью не только библиотеки, страны, но и всемирным достоянием. Так, в 1992 г. ЮНЕСКО приступила к осуществлению программы “Память мира”, цель которой сберечь и возродить известные и неизвестные сокровища библиотек, составить каталог средневековой книжной культуры, что позволит открыть новые подходы к сохранности и открытости документных сокровищ мира.

По мнению Х. Борхеса, история культуры, разворачивающаяся в гиперпространстве всемирной Библиотеки “бесконечной книги”, должна восприниматься, оцениваться и переживаться столь же осязаемо и реально, сколь и мир, населенный вещами и людьми.

Доступ к мировым библиотечным фондам с помощью технологий Интернет обеспечивает служба МБА, которая является структурным подразделением многих библиотек.

В современных условиях МБА завоевывает все большее признание как одна из форм межкультурной коммуникации, которая способствует активному продвижению документа к потребителю информации, позволяющему обеспечить доступ к любому изданию – в оригинале или копии – независимо от места сберегания и времени публикации.

Чтобы придать этой деятельности более стабильный и законный характер, сделать ее обязательной функцией, принята Международная программа общей доступности изданий – ЮАН, основой которой является международный межбиблиотечный абонемент.

Библиотека как открытая коммуникативная система в процессе межкультурной коммуникации требует от библиотекарей возглавить поисковую работу в действующих сетях и системах, принимая участие в решениях новых принципиальных проблем от имени пользователей, с тем чтобы она стала для каждого пользователя “воротами в мир информации”.

Hosted by uCoz