Сафиуллина З.А.

ДОСТУПНОСТЬ КАК КОГНИТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема доступности информации становится одной из важнейших по мере того, как социальнокоммуникативные процессы развиваются и возникает необходимость более тесного установления обратной связи коммуникатора с потребителем информации. Эмпирически устанавливаемая обратная связь между субъектами взаимодействия на стадиях перцептивной социально-коммуникативной деятельности уже не может удовлетворить коммуникатора в условиях появления и усложнения новых коммуникационных каналов передачи информации, а проблема доступности информации начинает интересовать создателя и отправителя информации на уровне эффективности передаваемой информации.

Современная проблема “информация для всех” отражает только прагматический аспект ценностных аспектов информационного ориентирования людей в процессе социально-коммуникативной деятельности. Между тем для понимания частных аспектов непростой проблемы доступности информации важно учитывать несколько подходов и прежде всего философский, заключающийся в интерпретации понятий “свобода” и “свобода информации”. Как известно, он предопределяет для нас посылку об относительности свободы объектов, в том числе и информационных. Именно этим обусловлено свое понимание свободы информации в разных странах. Общая же тенденция в этом вопросе в том, что везде в той или иной форме существуют ограничения на свободу информации, которые можно рассматривать как культурные ограничители, а специфика этих ограничителей определяется философией жизни того или иного народа или временными особенностями. Вхождение же стран в современное мировое информационное пространство требует согласования с международными требованиями права на свободу информации.

В рамках отдельных теорий доступность провозглашается как принцип, противопоставляемый доступности, понимаемой как ограничитель. В таком представлении свободы и доступности информации проявляются идеальные аспекты ценности информации/

В целом же в понятии доступность информации доминирует прагматический оттенок, и связано это именно с необходимостью повышения эффективности социально-коммуникативных процессов на этапе развития в них когнитивных начал различного уровня: социологического, психологического и педагогического, экономического. Только таким образом становится возможным понимание процессов более адекватной передачи информации в социально-коммуникативной деятельности и принятия ее потребителями. Социология помогает выявить факторы, влияющие на доступность информации и сделать относительно них определенные теоретические обобщения. Кроме того, ценность социологического подхода в том, что он позволяет перевести на практический уровень реализации отдельные теоретические постулаты о доступности информации. Это обусловлено тем, что социологический взгляд на доступность информации раскрывает проблему ценности информации с учетом развития общественных процессов и, что особенно важно, с позиции потребителя информации, а также позволяет сделать прогнозы развития его лингвистического тезауруса с учетом требований культуры. Речь идет также о возможности создания более благоприятных условий для адекватного восприятия информации потребителем в соответствии с его ценностной системой. Социологическая информация позволяет глубже выявить и понять особенности ценностного информационного ориентирования на основе самых разных условий бытования объекта, отражающего информацию. Помимо знания о влиянии на это традиционных социально-демографических факторов (образования, пола, социального статуса) в последнее время социология и психология потребления информации помогают нам в понимании вопросов ориентирования в информации в зависимости от места проживания, национальных, гендерных и других особенностей. К сожалению, до сих пор в практике организации социально-коммуникативных процессов мы опираемся на самые элементарные признаки дифференциации потребителей информации. Между тем как, глубокое изучение проблемы доступности, прежде всего, учета ее психологических и педагогических аспектов, связано с учетом более сложных признаков дифференциации потребителей информации и использованием для этого новых методов исследования. Глубокие пласты информации могут стать доступными в связи с развитием методологии познания потребителя информации по сложным типологическим характеристикам, которые носят интегрированный характер. (см.: Сафиуллина З.А. Потребитель документальной информации в истории социальной коммуникации: Учеб.-моногр. работа / КГАКИ.- Казань, 2002.-С. 24-31.).Сугубо прагматический выход имеет изучение проблемы доступности потребителям информации., различающейся как по функциональному назначению, так и по материальным носителям.

Положим, изучение доступности официальных документов создает основу для правового просвещения населения, формирования у него отношения к ним как к базовым источникам информации. Большая изученность доступности научных документов по сравнению с другими типами также не исчерпывает полностью данной проблемы, поскольку постоянно возникают вопросы удовлетворения информационных потребностей специалистов в процессе познавательной деятельности.

Возрастает сегодня в информационном ориентировании значение справочной литературы, которая по своим методическим особенностям, в том числе и доступности изложения, нацелена на популяризацию знаний. Специальные обобщения по справочным ресурсам имеют большое познавательное значение (Туровская А.А. Информационные ресурсы гуманитарных наук.- Вып. 3 Справочные издания по искусству: Учеб. пособие - СПб., 2002.- 67 с.). Перенесение же справочной информации (равно как и другой) на электронные носители предполагает взгляд на проблему доступности информации с другой стороны. Из этой проблемы проистекают более частные вопросы, активно обсуждаемые в последнее время специалистами в связи с развитием электронных ресурсов. Слабо решенные в свое время вопросы использования традиционных библиографических ресурсов и формирования информационно-библиографических потребностей перешли сейчас на совершенно иной уровень в связи с развитием новых носителей информации, в том числе и библиографической.

Таким образом, проблема доступности по мере развития социально-коммуникативных процессов имеет самые различные грани и предполагает определенную консолидацию интеллектуальных сил по ее решению. Эволюция социально-коммуникативных процессов коснулась разных его сторон: самой информации, ее создателей и распространителей, и конечно же, потребителей, в связи с чем установление соответствия между участниками коммуникативного процесса усложняется.

Вот почему данная проблема становится решаемой на когнитивном уровне, когда требуется осмысление и философских аспектов, и более прагматических, предполагающих постоянный социальный, психологический и педагогический мониторинг за использованием различных типов и видов информации, а также проведение специальных исследований по моделированию информации в зависимости от того, кто будет ее потребителем. Хотя такая работа в определенной мере проводится специалистами в той или иной сфере информационной деятельности, но недостает обобщений, которые можно было бы впоследствии применять в частных случаях решения проблемы “информации для всех”.

Hosted by uCoz