Сальникова Л.И.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ИНСТИТУТА МГУКИ

Основные направления научно-исследовательской работы нашли отражение в “Концепции развития Библиотечно-информационного института Московского государственного университета культуры и искусств (2003–2007 гг.)”, разработанной А.М. Мазурицким, Ю.П. Мелентьевой, В.В. Добровольским и др. Наряду с традиционной проблематикой научных исследований в концепции предусматривается: интеграция научной деятельности специалистов в общей научно-исследовательский контекст; использование в научно-исследовательской деятельности интеллектуального потенциала специалистов других структур отрасли; развитие системы научно-исследовательской работы как необходимого элемента подготовки специалистов высшей квалификации; координация проведения научно-теоретических и научно-методических мероприятий; создание исследовательских центров и новых лабораторий. Одной из приоритетных задач развития научно-исследовательской деятельности БИИна МГУКИ является поиск финансовых средств (социальных заказов, грантов) для ее осуществления, привлечение средств благо-творительных фондов (“Открытое общество”, РГНФ) и общественных организаций (РБА и др.).

Наиболее крупные достижения профессорско-преподавательского состава БИИна связаны с разработкой учебников и публикацией монографий, организацией и проведением научных конференций разного уровня, от международных до вузовских. В 2003 г. преподавателями института опубликовано 320 работ, в том числе: монографий – 3; учебников и учебных пособий – 10; сборников научных трудов и тезисов докладов научных конференций – 7; статей и тезисов докладов 300.

Лидером научно-исследовательской деятельности БИИна является кафедра “Библиотековедения”. По инициативе кафедры библиотековедения в институте получила развитие идея разработки истории факультетов и кафедр, в связи с подготовкой к 75-летию МГУКИ. Идет активный сбор материалов на кафедре детской литератур (Г.А. Иванова) и кафедре документных ресурсов и ДОУ (В.И. Терешин), готовится второе издание книги “Старейшая кафедра университета” (о кафедре библиотековедения). В настоящее время изучается также научный вклад деятелей Библиотечно-информационного института МГУКИ в развитие библиотечной науки. Опубликованы отдельные материалы о К.И. Абрамове, Л.В. Белякове, В.И. Терешине, В.Е. Васильченко, Ф.И. Каратыгине, В.В. Скворцове, П.С. Сокове, О.С. Чубарьяне. Особенно интересны работы, изданные в 2003 г. Э.К. Беспаловой “Жизнь и дела твои… К 75-летию М.Н. Беспалова (1928–1976 гг.)” и В.Т. Клапиюка “В.Е. Васильченко. Основные вехи жизненного пути” (выполнены на кафедре социальных коммуникаций и библиографоведения)”.

Важным событием в институте стало издание монографии (автор проекта и научный редактор Ю.П. Мелентьева) “Российское библиотековедение: ХХ век. Направления развития, проблемы, итоги”. Опыт монографического ис-следования.– М.: Гранд-Фаир, 2003.–432 с. В монографии представлены статьи видных библиотековедов Российской Федерации. Практическую направленность имеют учебные пособия, подготовленные Ю.Н. Столяровым “Библиотечный фонд правовой документации”, И.М. Сусловой “Библиотека в системе некоммерческого маркетинга”, В.К. Клюевым “Правовое обеспечение работы современной российской библиотеки”.

Крупным достижением кафедры библиотековедения стало издание материалов Восьмой международной конференции “Библиотечное дело–2003: гуманитарные и технологические аспекты развития” (Москва. 24-25 апреля 2003 г.). Составитель сборника и научный редактор – В.В. Скворцов. Библиотечная общественность с интересом встретила сборник научных статей “Абрамовские чтения” Выпуск 2 (научный редактор и автор вступительной статьи Ю.П. Мелентьева). Значительный научный интерес представляет также издание И.М. Сусловой ежегодного аналитического обзора о состоянии библиотечного дела в Российской Федерации, выполненный по заказу ГИВЦ Министерства культуры. Коллектив кафедры “Детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством” ведет активную научно-исследовательскую работу по проблемам литературы для детей и юношества, педагогики, социологии, психологии детского и юношеского чтения. Это находит отражение в подготовке новых учебных программ, учебных пособий, лекций и другой научно-методической литературы. Современные теоретические, организационные, методические проблемы библиотечной работы с подрастающим поколением нашли отражение в образовательном модуле “Библиотечная работа с детьми и юношеством: международный подход”, составителями которого является весь коллектив кафедры детской литературы.

Активно осуществляется научно-исследовательская работа на кафедре книговедения в связи с подготовкой учебной специальности “Книгораспространение”. На кафедре социальных коммуникаций и библиографоведения О.П. Коршунов занимается теоретическим обоснованием многоуровневой подготовки библиотечных кадров. В.К. Степанов ведет разработку проблем информационно-библиографической деятельности библиотек, завершил работу над электронным учебником “Применение Интернет в информационной деятельности” (www.Libs.ru/doc/textbook). В августе 2003 г. при его участии проведена 5-я летняя Интернет-школа для библиотечных работников Казахстана (г. Усть-Каменогорск).

Преподавателями кафедры документных ресурсов и ДОУ в 2003 г. было опубликовано 62 научных и учебно-методических работ. Совместно с Санкт-Петербургским университетом культуры и искусств разработана новая программа учебного курса “Библиотечный фонд”. На Всероссийском форуме “Глинские чтения” (Московская духовная академия) профессор кафедры С.П. Фунтикова сделала доклад “Краеведческие фонды библиотек и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи” 27–28 июля 2003 г. Она руководила секцией “Роль библиотек в формировании духовно-нравственных ценностей” на Всероссийской конференции в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя (31 марта 2003 г.) и выступила с докладом “Патриотическое и духовно-нравственное воспитание в библиотеке”. За просветительскую деятельность в области православной культуры С.П. Фунтикова в январе 2003 г. была второй раз награждена стипендией им. Схиархимандрита Иоанна (Маслова). Профессор Л.Б. Зупарова получила грант Министерства культуры РФ на организацию учебно-методического центра “Машиночитаемая каталогизация и обработка документов в системе форматов РУСМАРК”. Кафедрой инновационных технологий (зав. кафедрой К.В. Ивина) на этой основе созданы курсы для преподавателей Библиотечно-информационного института МГУКИ и библиотечных работников г. Москвы.

Весомый вклад в подготовку библиотечно-информационных кадров вносит кафедра информационных технологий и электронных библиотек (зав. кафедрой доктор технических наук, профессор Я.Л. Шрайберг). Научно-исследовательская и учебно-методическая работа кафедры осуществляется на базе ГПНТБ России. Преподаватели кафедры – ученые, которые одновременно являются сотрудниками этой библиотеки. В отчетном году кафедра подготовила и провела международные научные конференции “Крым 2003” и “LIBKOM 2003”, разработала комплекс учебно-методических пособий по специальности “Автоматизированные библиотечно-информационные технологии”. Благодаря деятельности кафедры в институте гораздо больше внимания стало уделяться внедрению информационных технологий в систему высшего библиотечно-информационного образования.

Особенность научно-исследовательской работы Библиотечно-информационного института – это необходимость обеспечения учебного процесса в соответствии с современными требованиями подготовки специалистов высшей квалификации. В настоящее время завершена разработка нового поколения ГОСТов по библиотечно-информационному образованию. Активное участие по подготовке ГОСТа по специальности 052700 “Библиотечно-информационная деятельность” и направлению 53100 “Библиотечно-информационные ресурсы” (с присвоением академических степеней бакалавр и магистр) приняли директор БИИн МГУКИ А.М. Мазурицкий, декан БИФ О.П. Мезенцева, профессор О.П. Коршунов, профессор Ю.П. Мелентьева. Продолжается работа по составлению новых учебных планов по данному направлению. Все учебные дисциплины специальных кафедр обеспечены новыми учебно-методическими пособиями и учебниками.

Особое внимание в институте уделяется развитию научных качеств у студентов. Директором БИИна А.М. Мазурицким предприняты значительные усилия для того, чтобы дипломные работы студентов содержали исследовательский материал и были выполнены на базе библиотек и фирм. Этому во многом способствовало организованное дирекцией института выездное заседание Совета БИИн в Центральной государственной библиотеке им. Н.А. Некрасова г. Москва. В 2003 г. на дневном отделении библиотечно-информационного факультета МГУКИ защищено 134 дипломных работ. Более 100 студентов приняли участие в научной студенческой конференции БИФ. 15–16 мая 2003 г. Издан сборник тезисов докладов данной конференции: “Библиотеки и информационные ресурсы”.–М., МГУКИ.–2003.–198с. Студенты БИФ приняли активное участие во внутривузовском и во Всероссийском конкурсах на лучшую научную студенческую работу. Необходимо отметить, что в том году на конкурс были предъявлены в основном публикации студентов в специальной печати.

Не меньшее внимание в институте уделяется подготовке научно-педагогических кадров. В 2003 г. было принято 9 аспирантов и соискателей. Впервые приняты аспиранты по специальности 052502 “Документалистика, документоведение и архивоведение” (педагогические науки). В 2003 г. в институте защищено 10 кандидатских диссертаций. На кафедре библиотековедения защищено 6 диссертаций, на кафедре книговедения – 1 диссертация, на кафедре документных ресурсов и ДОУ – 1, на кафедре информационных технологий и электронных библиотек – 1, на кафедре детской литературы – 1.

БИИн плодотворно осуществляет международное сотрудничество и взаимодействие с другими учреждениями культуры и науки. А.М. Мазурицкий, Ю.П. Мелентьева, К.В. Ивина участвовали в работе 69 сессии ИФЛА (август 2003 г.) в г. Берлине. Преподаватели кафедры библиотековедения М.Н. Глазков, Н.Ю. Дементьева, О.П. Мезенцева, Г. Кратц, А.М. Мазурицкий, П.С. Соков, К.В. Ивина) участвовали в работе конференции ABDOC в России. Профессор П.С. Соков в марте 2003 г. по приглашению ректората Силезского университета (Польша) посетил университет, выступил с докладом “Развитие системы библиотечно-информационного образования в России”. Большое внимание организации международных контактов уделяется на кафедре информационных технологий и электронных библиотек. Я.Л. Шрайберг возглавляет МБИАЦ. Библиотечно-информационный институт сотрудничает с МАИ.

Не менее активны и профессиональные контакты профессорско-преподавательского состава факультета с российскими учреждениями. Профессор В.К. Клюев продолжает ведение постоянной инновационной рубрики “Бизнес-клуб” в журнале РКП “Библиография”; как член редколлегии “Российского библиотечного ежегодника” (РГБ; “Пашков дом”) курирует управленческую проблематику. Он избран действительным членом Академии менеджмента в образовании и культуре. Профессор кафедры библиотековедения И.М. Суслова в новом издании “Библиополе” ведет рублику “Учимся управлению”. Преподаватели БИИна сотрудничают с РГБ, ЦНСХБ, ГПИБ, ВГБИЛ, ГПНТБ России. А.М. Мазурицкий, В.К. Степанов принимали участие в работе Всероссийской школы библиотечной инноватики в г. Белгород.

Реализация планов НИР кафедры книговедения осуществляется в тесном взаимодействии с ведущими научно-исследовательскими центрами по проблемам книговедения – Российской книжной палатой, Московским государственным университетом печати, НИО книговедения РГБ, секцией книги Московского Дома ученых РАН. Кафедра участвует в федеральных комплексных научно-исследовательских программах, например, “Книжные памятники России”. Преподаватели кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством активно участвуют в научно-методической и научно-исследовательской работе РГДБ и РГЮБ. Более 10 лет не прерываются творческие контакты с РГГУ кафедры документных ресурсов и ДОУ. Кафедры отраслевых ИПС, моциальных коммуникаций и библиографоведения постоянно оказывает методическую помощь Тульскому и Рязанскому филиалам МГУКИ.

В составе Библиотечно-информационного института действует научно-исследовательская лаборатория специалистов по библиотечной работе с детьми и юношеством. В работе лаборатории принимают участие преподаватели кафедры и специалисты РГДБ, РГЮБ и ЦБС Москвы. Вопросы профессиональной подготовки кадров для детских и школьных библиотек обсуждались на “Круглом столе” в Министерстве образования РФ (14 февраля 2003 г.) и во время Фестиваля школьных библиотек (30 сент. 2003 г.).

При кафедре библиотековедения продолжает функционировать Российско-Германский центр библиотековедения (его возглавляет доктор философии, профессор Готтфриф Кратц, (Германия). Через Центр осуществлялись стажировки немецких коллег в России и российских коллег в Германии и Чехии. В конференции ABDOC в Москве (май 2003 г.) принимал участие представитель оргкомитета из государственной библиотеки в Берлине. Стажировки студентов проводились в Библиотеке университета Бундесвера в Гамбурге и в Библиотеке университета в Мюнстере, продолжительностью от 4 недель до 1 г. В течение 2003/ 2004 учебного года в Берлине проходит стажировку студентка 4-го курса БИИна Монахова М.Г. Заключены договоры о совместной учебной, научной и методической деятельности между МГУКИ и Штутгартским университетом. Центр содействовал получению материальной помощи по линии Германской службы академических обменов ДААД. Например, выделялись средства для покупки мультимедийных дисков и компьютерной техники. В плане дальнейшего сотрудничества издание на немецком и русском языках книги “Информационная грамотность”, подготовка аналитического обзора о состоянии и развитии библиотечного дела в современной России.

В целом можно констатировать, что научно-исследовательская деятельность БИИн характеризуется актуальностью, научной и практической значимостью, ориентацией на современные потребности общества в подготовке высококвалифицированных специалистов. В институте внедряются новые технологии, разрабатываются новые курсы, открываются новые специальности и специализации. Учебный процесс осуществляется на основе применение современной компьютерной техники. Многие исследования проводятся совместно с крупными библиотеками и другими учреждениями науки и культуры.

Вместе с тем в организации и содержании НИР БИИна предстоит решить немало проблем и, прежде всего, активнее внедрять в процесс преподавания практический опыт библиотек, достижения библиотечной науки и современных технологий.

Hosted by uCoz