Резонова В.М.

БИБЛИОТЕКИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ:
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Нынешнее столетие ещё пару десятков лет назад стали громко именовать эрой информации. В современном мире идет процесс перехода к новой социально-экономической формации, которую условно называют информационным обществом.

Одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование и становление информационного общества, является состояние информационных ресурсов, старейшую и ценнейшую часть которых составляют библиотеки, представляющие собой также одно из фундаментальных звеньев в системе информационных коммуникаций.

Происходящие в мире процессы побуждают библиотечные учреждения постоянно модифицироваться, чтобы сохранить свои позиции в системе информационных коммуникаций. В зависимости от того, произойдет или нет адаптация библиотек к условиям информационного общества, можно будет говорить об их будущем месте и роли в социуме.

Библиотеки, пока ещё не в состоянии конкурировать с коммерческими компаниями ни по полноте документов, ни по оперативности обновления данных, ни по уровню сервиса. Потенциальная способность пользователя получать любые сведения где и когда это необходимо, изменила существующую систему отношений, в результате чего наиболее информационные сферы деятельности (бизнес, управление, юриспруденция, область высоких технологий) стали переориентироваться на получение сведений непосредственно через Интернет из удаленных источников, минуя библиотеки.

Таким образом, формирование информационного общества таит вполне реальную угрозу для библиотек, которые объективно вытесняются на периферию информационных коммуникаций, утрачивая роль руководителей информационных обменов.

После продолжительных споров и сомнений по поводу судьбы библиотек подавляющее большинство отечественных и зарубежных ученых и практиков к настоящему времени пришли к выводу, что библиотечные учреждения не только не будут вытеснены с исторической сцены, но и их роль в удовлетворении информационных потребностей общества возрастет при условии внедрения достижений высоких технологий в библиотечную практику, которые открывают неограниченные возможности для её дальнейшего развития.

Библиотеки, входя в информационное общество, в то же время содействуют его скорейшему превращению в таковое – это одна из главных тенденций библиотечного дела сегодня. Но чтобы сохранить свои позиции в меняющемся мире, библиотеки должны во многом измениться в соответствии с предъявляемыми к ним требованиям. В первую очередь должна быть преобразована система библиотечного обслуживания, напрямую зависящая от потребностей пользователей.

Современные пользователи библиотек хотели бы иметь свободный доступ к информации, они выдвигают новые параметры оценки качества предоставляемых им услуг. Большое значение для членов информационного общества имеет оперативность выполнения их запросов, полнота и личностная ориентация услуги, комфортность работы. Кроме того, сегодня наблюдается тенденция увеличения категорий удаленных пользователей библиотек, следовательно, необходимо расширение поля доступа к библиотечной информации.

Для решения вышеуказанных задач библиотека должна находиться в центре внедрения современных технологий, генерации и использования электронной информации. Достижению данной цели способствует информатизация библиотечной деятельности.

Диалектический подход к библиотечному обслуживанию предполагает многоаспектный и разносторонний анализ всех составляющих его элементов, выявление существующих противоречий, прогнозирование наиболее оптимальных и в то же время реальных путей его развития.

Вопрос о целях библиотечного обслуживания является в настоящее время одним из наиболее сложных и нерешенных. Объясняется это тем, что цели библиотечного обслуживания непосредственно связаны с целями и состоянием общества и зависят от них. В этой связи все большее распространение получает стратегия обслуживания, основанная на гуманистических позициях общечеловеческого характера и подразумевающая горизонтальную модель взаимодействия библиотекаря и читателя, взаимный и равноправный характер общения.

В контексте гуманистической концепции содержание библиотечного обслуживания звучит так: обеспечивать разностороннее совершенствование человека во всех сферах его жизнедеятельности в течение всей сознательной жизни. Достоинство такого определения в том, что оно устанавливает сущностную взаимосвязь между всеми библиотеками и отражает преемственность как неотъемлемую часть библиотечного обслуживания независимо от типа библиотеки и социально-демографических характеристик пользователя.

Бес сомнения, можно отметить, что тенденция к гуманизации библиотечного обслуживания обусловлена внутренней логикой развития профессиональной деятельности библиотекарей и более других соответствует новой стратегии интеллектуализации российского общества, направленной на поиск и реализацию новых эффективных форм общественного развития.

Представляется, что именно гуманистическая парадигма и её развивающая стратегия должны стать основными на современном этапе деятельности библиотек, как способные обеспечить наиболее эффективное библиотечное обслуживание. Учитывая, что данная парадигма не является абсолютно новой для российских библиотекарей и имеет определенные тенденции развития в отечественной библиотечной практике, именно она может стать компромиссом между традиционными и инновационными направлениями деятельности библиотек, поиск которого сопровождает современный этап внедрения новых информационных технологий.

Чтобы сохранить позиции в меняющемся мире, библиотекам предстоит измениться, и основной акцент при этом должен быть сделан на адаптацию достижений высоких технологий, что позволит резко поднять качество библиотечного обслуживания.

Наличие в библиотеке современных технологий – несомненное свидетельство того, что она выходит на уровень требуемой информатизации, благодаря которой появляются реальные предпосылки для повышения эффективности предостав-ления традиционных услуг, формирования новых и создания собственной уникальной информационной продукции.

Hosted by uCoz