Баранов В.М.

ВИДЫ ЗНАНИЯ, СЛОВО И ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

Вопрос о необходимости общей теории семантической информационной коммуникации, по-видимому, ещё только начинает осознаваться отечественным библиотековедением. Причины на это имеются основательные.

Из советского периода библиотековеды принесли в современность обществоведческую и идеологическую ориентацию. Этим, очевидно, обусловлен перекос в развитии библиотечной науки, который привёл в итоге к её отрыву не только от зарубежного, по преимуществу, прагматического библиотековедения, но и от точных наук, и от естествознания.

Подобный перекос ещё предстоит выправлять, отчасти, путём “вживления” библиотечной мысли в информационную теорию. Подобная теория, если она будет создана, возникнет на стыке ряда наук, таких как: когнитология, интуиционистская философия, математическая теория множеств и вероятностей, формальная и математическая логика, психология, лингвистика, искусствознание, семиотика, науковедение.

Несомненное влияние на становление и формирование новой направленности библиотечной науки окажут также информационная кибернетика, как учение о законах распространения сигналов по каналам связи, и инженерная информатика, как наука о способах и методах разработки и организации программного обеспечения компьютеров.

Предпосылки для сближения библиотечной науки с информационной теорией заложены в самой природе естественного порождения информационно-документарной деятельности. Имеется в виду, что она “прорастает”’ везде и всегда с непреложной необходимостью при наличии определенных общественных, условий, как-то:

1. Общество знает письменность, что означает: оно способно создавать и создает документы;

2. Имеется потребность в сохранении и хранении документов;

3. Происходит накопление документов в месте их хранения;

4. В обществе действует фактор дефицита времени поиска нужного документа.

Поэтому самыми первыми по времени возникновения видами деятельности следует, как видно, считать сохранение, хранение и накопление документов в определенней месте, что позволяет также идентифицировать эти события как начало библиотеки.

Информация и документ суть субъекты информацинно-документарной деятельности и библиотеки. Документ интересен информационной теории тем, что он связан с информацией.

Информация – более древнее явление общественной жизни, чем документ, поскольку она возникает вместе со звучащим словом. В этом контексте следует особо отметить, что настоящую статью интересует информация вербально-документарного происхождения, а не весь предмет в целом.

Этот тип информации отличается от смысла слова, как такового, и от знания.

Знание как явление хронологически предшествует слову, а слово как явление предшествует информации.

Говоря о знании, нельзя не обратиться к феномену зарождения исходного знания в таинственных глубинах индивидуального сознания. Согласно воззрениям философов-интуиционистов (А. Бергсона, 1859–1941, Н. Лосского, 1870–1956) – непосредственное созерцание есть начало знания. Сосредоточение сознания является единственным способом получения знания, называемого исходным.

Для получения исходного знания необходимо наличие соответствующих условий для его генерации. Например, когда кому-то нужно узнать, что такое “сладкое”, он не может пользоваться словесными определениями: ему необходи-мо приобрести соответствующий субъективный опыт, допустим “сахар на языке”. И никак по-другому это знание не возникнет. Непосредственное впечатление, чувство, переживание действительности суть исходное знание. Оно представитель самого себя и не может быть продуцировано никакими иными способами.

Широко известная учёным и философам с XVII в. каузальная теория восприятия (теория анализаторов и нервных импульсов, распространяющихся от анализаторов к специализированным центрам головного разума), кажется, не справляется с задачей объяснения природы знания.

Исходное знание – одномоментно, оно возникает в момент восприятия; оно не отделимо от восприятия, исходно, изначально. Следы исходного знания аккумулируются в особом пространстве, называемом “памятью”, и становятся там “длящимся знанием”.

Когнитема – это минимальная единица исходного знания, получаемого воспринимающим субъектом за единицу времени. Например:

Наблюдателю предъявлено нечто, ему неизвестное. Что он видит?

1. Форму, что равно одной когнитеме;

2. Цвет, что равно одной когнитеме;

3. Размеры предмета, что равно одной когнитеме;

4. Предполагает что-то о качестве поверхности, что равно одной когнитеме;

5. Переживает влечение взять предмет, что равно одной когнитеме;

6. Оценивает удалённость предмета, что равно одной когнитеме и т.д.

В сумме он получил шесть когнитем в первую, вторую … шестую единицы времени.

Каждая когнитема, сохранённая памятью, превращается в ней в мнемокогнитему (“длящееся знание”). Мнемокогнитемы, нанизанные одна к другой, образуют предметный мнемоконструкт.

Если субъект имеет возможность расширить контакт с предметом, т.е. может взять его в руки, уронить, разломить, попробовать на вкус, посмотреть, как он устроен и т.п., он поэлементно достроит мнемоконструкт до полного или почти полного, объема. Многокогнитемный мнемоконструкт, как воспоминание, в момент восприятия дополняет исходное знание. Это и есть то, что называют предметом.

Слово состоит из звуков. Набор звуков, например:

А – П – Е – ЛЬ – С – И – Н – это тоже нечто, воспринимаемое субъектом.

Чтобы отличить артикулированную звуковую когнитему от незвуковой, вводится термин “артикулированный звукоряд”: Азв.

Субъект слышит:

1. Звуки, что равно одной когнитеме;

2. Осознает локацию источника, что равно одной когнитеме;

3. Тембр голоса – одна когнитема;

4. Сила звуков – одна когнитема;

5. Высота звуков – одна когнитема;

6. Род источника – знакомый-незнакомый, живой-механический, мужчина-женщина, взрослый-ребенок и т.п., что равно по одной когнитеме, и т.д.

В итоге, на основе этих звуковых когнитем в памяти образуется артикулированный звуковой мнемоконструкт: Азв мнем.

При определённых условиях Азв мнем ассоциативно соединяется /в памяти/ с незвуковым мнемоконструктом /НЗв мнем/, образуя в специальном отделе памяти единое целое – слово.

Слово имеет сигнальную (Азв мнем) и смысловую (НЗв нем) части. Обе эти части как единое целое хранятся в памяти. При общении, по крайней мере, двух индивидуумов между ними распространяется звуковой сигнал. Сигнал воспринимается получателем, распознается им и в форме Азв мнем активизирует связанный с ним НЗв мнем в соответствующей звукосмысловой паре.

Активизированный в слове, с помощью Азв мнем, смысл (НЗв мнем) называется информацией.

Информация – это явление коммуникативного происхождения, характерное для внутреннего мира индивидуума. Её надо отличать от смысла слова как такового и от исходного знания.

Исходное знание, трансформированное в мнемоконструкт и дополненное сигналом (Азв мнем) образует слово. Смысл слова, активизированный сигналом извне, превращается в информацию.

Для информации характерен акт навязывания, неявного принуждения, манипулирования сознанием получателя словесного сообщения.

Информация может стать особым видом знания – информационным знанием, при наличии определённых условий. Прежде всего, она должна быть достойной доверия, т.е. быть достоверной, истинной. Достоверность информации подтверждается:

1. Путём проверки её на соответствие фактам, или

2. Авторитетом, когда нет возможности проверить информацию на соответствие фактам.

Информационное знание и исходное знание – это разные виды знания, и их не следует путать.

Существуют разновидности информационного знания, не требующие верификации, т.е. проверки на истинность. К ним относятся словесные композиции, не имеющие коммуникативного назначения, это: молитвы, заклинания, специальные словесные формулы. Все они направлены на создание опредёленных состояний сознания.

К этому виду знаний можно также отнести поэзию, или, лучше сказать, некоторые виды поэтических самореализаций, не предполагающих воздействия на других людей, но весьма эффективных в процессах разгрузки подсознания, достижения катарсиса.

Интересно также обратить внимание на юмор, хотя имеющий или предполагающий коммуникацию, тем не менее, не вызывающий у слушателя желания проверить словесное сообщение на истинность.

Общественное развитие бесспорно обнаруживает тенденцию к усилению манипуляционной составляющей информационного явления. Средства манипуляции сознанием индивида нарастают по массе и разнообразию: изобретение письменности и документа, книг, газет, журналов, радио, телевидения, видео, магнитофонов, компьютеров, несомненно, свидетельствуют о превращении информации в один из весьма могущественных факторов воздействия на сознание человека. Они начинают занимать всё большую и возрастающую часть его жизненного времени, ограничивая возможности непосредственного контакта с действительностью.

Из реальной жизни современный человек глубже и глубже уходит в виртуальный мир.

Hosted by uCoz