Пашин А.И.

БИБЛИОТЕКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Социальный институт является элементом структуры общества и выполняет функции организации и регулирования общественной жизни. С его помощью упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность и поведение в соответствии с традициями, нравственными и этическими нормами. Деятельность социальных институтов тесно связана с экономическими и политическими условиями жизни общества. Сегодня библиотека является важным социальным институтом.

Происходящие в стране экономические, политические, социальные реформы существенно изменили место и роль библиотек в обществе. Выдвинули перед ними новые цели и задачи, вызвали необходимость инновационной деятельности, поиска новых форм и методов обслуживания различных групп пользователей, новых путей и средств своего функционирования, организации новых взаимоотношений с окружающей средой.

Происходит эволюция социальной роли библиотеки, развиваются и становятся более разнообразными их функции. Наряду с информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельностью они все больше играют роль в демократизации библиотечного дела и общества, в формировании общественного согласия и стабильности, в социализации, развитии интеллектуального потенциала людей. Меняется характер взаимодействия библиотек с различными учреждениями, с органами власти, с пользователями.

В настоящее время библиотека является одним из наиболее многочисленных, наиболее посещаемых учреждений культуры бесплатно предоставляющими пользователям свои услуги.

Внедрение в деятельность библиотек новых информационных технологий позволило превратиться им в информационные центры, предоставляющие пользователям доступ к национальным и мировым информационным сетям и банкам данных.

Современная библиотека – это информационный автоматизированный центр, обслуживающий пользователей как в локальном, так и в удаленном режимах и предоставляющий им широкий комплекс услуг. Это центр работы с книгой и информацией, центр общения и досуга, центр развития интеллектуального и творческого потенциала читателей.

Как социальный институт библиотека играет существенную роль в развитии демократии, демократических отношений как внутри самого учреждения, так и в окружающей среде, регионе. Библиотеку посещают все категории населения: дошкольники, учащиеся школ, вузов, рабочие, служащие, инженеры, педагоги, врачи, предприниматели, банкиры, пенсионеры, самые бедные и самые богатые люди. И ко всем в библиотеке равное отношение: внимание, профессиональная помощь в поиске необходимой книги, информации, консультация. Всегда соблюдается принцип демократизации, который проявляется и в индивидуальном подходе к пользователям, и в учете их интересов и потребностей, и в свободном доступе к литературе и информации, и во взаимоотношениях библиотекаря и читателя. Читатель здесь воспринимается не как потребитель каких-либо услуг, а как равноправный участник коммуникативного процесса, творческого сотрудничества. Демократизм в библиотеке проявляется также в доступности получения информации из национальных и мировых информационных сетей через систему Интернет.

Библиотека сегодня рассматривается не только как информационный центр, но и как опора и средство развития демократии. Ее тесная связь с исполнительными, законодательными органами власти, с органами местного самоуправления, различными партиями, общественными давлениями, обеспечение их необходимой информацией способствуют развитию демократии, стабильности в обществе.

Важную роль играет деятельность библиотек как социальных институтов по распространению правовых знаний, вооружению людей знанием федеральных, региональных законов, решений органов местного самоуправления. Это помогает гражданам в решении жизненных проблем, связанных с трудовой деятельностью, учебой, лечением, отдыхом, социальным обеспечением.

Сегодня становится актуальным и важным вопрос о правовой культуре органов власти, граждан, обращающихся к нормам права и закона для разрешения стоящих перед ними проблем, конфликтов и споров. Для этого необходимо наличие у должностных лиц и граждан достаточных знаний о правах, обязанностях, предусмотренных законами и нормами.

В настоящее время в Российской Федерации при библиотеках функционирует более 300 публичных центров правовой информации. Здесь можно ознакомиться со многими документами по законодательству, правовым реформам, деловому сотрудничеству, используя богатые информационные ресурсы библиотек и Интернет. Практически при всех центрах правовой информации работают консультанты, юристы, которые дают гражданам необходимое толкование, объяснение содержания правовых документов. В библиотеках Северо-Западного административного округа Москвы разработаны и реализуются программы “Библиотека и местное самоуправление”. Все это помогает гражданам адаптироваться в новой экономической, политической, социальной и культурной жизни.

Неизмеримо возрастает роль библиотек как социальных институтов в образовании. Например, в г. Москве около 80 процентов посетителей библиотек – школьники, студенты, молодежь осваивающие новые профессии. Библиотеки стали разрабатывать целевые программы помощи обучающимся, в реализации которых принимают участие и учебные заведения. Например, библиотеки Северного административного округа реализуют “Программу взаимодействия с вузами округа”. Они стали комплектоваться с учетом профилей учебных заведений, находящихся на территории округа, готовят тематические рекомендательные списки литературы, составляют подборки книг и периодических изданий в помощь изучению новых предметов, проводят “Дни информации”, тематические вечера “Учиться с увлечением”.

Необходимость образования в области информационных технологий, информационной культуры личности выдвинула задачу создания в библиотеках центров, по обучению читателей пользованию компьютерной техникой, системой Интернет. В Центральной библиотеке № 271 имени Ф. Гладкова и библиотеке № 49 г. Москвы открыты Интернет-классы, оснащенные современным телекоммуникационным оборудованием, где школьники, студенты обучаются пользованию сетью Интернет, могут приобрести навыки работы, используя новые информационные технологии. В ряде библиотек работают целевые программы информационной поддержки образования. На базе новых коммуникационных технологий происходит изменение информационной среды, способствующей интеграции знаний.

Сегодня библиотека рассматривается как средство социализации людей, усвоения ими определенной системы знаний, норм, данностей, социального опыта, образа жизни, позволяющих функционировать в качестве полноценного члена общества.

Предоставление гражданам в библиотеках разнообразной, полной и доступной информации является одним из важных факторов социализации личности. Обладая информацией, люди могут компетентно, грамотно решать свои жизненные проблемы.

В условиях сложных социально-экономических факторов современной жизни библиотека играет стабилизирующую роль в обществе. Предоставляя свои ресурсы пользователям, они помогают людям в познании происходящих процессов, в защите их интересов, в достижении поставленных целей. Опыт показывает, что социализация осуществляется успешнее, когда пользователь активно участвует в творческой преобразовательной деятельности, в ходе которой преодолеваются устаревшие нормы, нравы и привычки. В этом ему активно помогают библиотекари.

Важную роль играют библиотеки, как социальный институт в сохранении культурного наследия, развития культурного и научного потенциала общества. Они стремятся обеспечить преемственность развития российской культуры и науки, ведут инновационную деятельность в этом направлении.

В условиях децентрализации управления, регионализации библиотеки, используя региональные информационные сети, систему Интернет, обеспечивают информационное, научное и культурное единство периферии и центра, равные возможности жителям различных регионов страны, гражданам разных социальных групп получение доступа к информации” культурным и научным достижениям.

Осуществляемый процесс глобализации ведет к деформации информационной среды общества. Наши телеканалы, СМИ нередко подменяют подлинную культуру так называемо поп-культурой, подрывающей духовные основы жизни людей, утверждающие вседозволенность, отрицающие обязательность нравственных норм. В школах идет сокращение изучения произведений классиков русской и зарубежной литературы, которая служит основой нравственного воспитания подрастающего поколения.

В этих условиях возрастает роль библиотек как социальных институтов в сохранении традиционных культур народов нашей страны, нравственных и этических ценностей. Используя различные формы обслуживания посетителей, организации досуга людей, библиотеки способствуют формированию высоконравственной, всесторонне развитой личности, обогащению ее духовного мира, ориентации на прогрессивные ценности и традиции, обеспечивающие успешное развитие российского общества, диалог культур нашего многонационального государства.

В библиотеках работают литературно-музыкальные салоны и гостиные, эстетические студии, кружки и клубы по интересам, проводятся диспуты, читательские конференции, тематические вечера. Библиотеки выступают организаторами и разработчиками совместно с другими учреждениями культуры комплексных программ, посвященных межрегиональным связям, воспитанию и образованию молодежи, обслуживании инвалидов, пенсионеров.

Учитывая, что за последнее время, происходит снижение уровня восприятия юношеством таких понятий как “патриотизм”, Родина библиотеки поставили задачу более глубокого изучения молодежью истории нашей страны, краеведения. Эта работа проводится совместно с музеями.

Библиотеки Северо-Западного административного округа г. Москвы ведут большую работу с юношами призывного возраста, организуют встречи с молодежью, прошедшей воинскую службу, с участниками Великой Отечественной войны, с представителями военкоматов.

Многие библиотеки реализуют программу “Чума XXI века”, проводят просветительную и предупредительную работу против наркомании.

Современная библиотека – это самое демократическое, самое доступное учреждение, которое играет консолидирующую роль в обществе, оказывает позитивное влияние на развитие культурных и социальных процессов. Нередко библиотеки, являясь наиболее стабильными учреждениями, обладая огромными информационными ресурсами и профессионально подготовленными кадрами, выступают организаторами разработки и реализации программ культурного к социального развития регионов (Республика Алтай, г. Дмитров, Московской области и др.)

Таким образом, современная библиотека как социальный институт способствует стабилизации общества, раз-витию демократии, упорядочению отношении между людьми, укреплению братства и дружбы народов нашей страны, образованию и распространению знании, содействует развитию науки, производственного потенциала, сохранению прежних и формированию новых прогрессивных исторических и культурных традиций, социальному, нравственному и духовному совершенствованию общества.

Hosted by uCoz