Матлина С.Г.

“СВОБОДНЫЙ” И “ОТКРЫТЫЙ” ДОСТУП:
ИГРА СЛОВ ИЛИ РАСХОЖДЕНИЕ СМЫСЛОВ?
(к построению теории библиотечной инноватики)

Есть такая детская игра: найди 5 (или более) различий. Она развивает визуальное восприятие, требует внимания и сосредоточенности, приучает к рефлексии. Попробуем реализовать эти целевые установки с поправкой на осмысление профессиональных ценностей, сопоставляя два вынесенных в заголовок понятия. В библиотековедении их используют в лучшем случае как синонимы. В худшем употребляют только одно – тавтологию “открытый доступ”.

Между тем один из крупнейших библиотековедов Ю.Н. Столяров, как и изучавший проблему автор этих строк, давно показали нелепость этого словосочетания. Слово “доступ” по С.И. Ожегову означает “впуск”, “подступ”, возможность пройти к нужному месту. Поэтому как “открытого”, так и “закрытого доступа” к фондам в принципе быть не может: или доступ есть или его нет.

В данном случае важна не столько филологическая, сколько семантическая модальность понятия, стоящие за ним смыслы. В работах последних лет “открытый доступ” к фондам рассматривают преимущественно через призму комфортности обслуживания. Имеется в виду возможность пользователя “рыться в книгах”, т.е. самостоятельно выбирать их, для чего необходимо соответствующим образом организованное пространство библиотеки, а также создание условий для отдыха, межличностного общения. Применительно к библиотекарю комфортность оценивают, прежде всего, как возможность обеспечить сохранность фонда. С лёгкой руки немецких коллег раскрытие книг на открытых полках стали уподоблять правилам размещения товаров в магазине.

Такое понимание “открытого доступа” побуждает библиотекаря делать акцент на особенностях расстановки стеллажей, выделять издания об актуальных проблемах, привлекать внимание к отдельным книгам и т.п. За этими безусловно значимыми приёмами “пропаганды книги”, понятия, ныне замененного нейтральным “продвижением”, по сути “потерялась” ценностно-содержательная сторона “открытого доступа”. А ведь именно её ставили на первое место библиотекари в конце 50–60-х гг. прошлого века. Открывая фонды для читателей, они видели в новой для того времени системе просветительское, развивающее человека начало.

Бесспорно, тот “открытый доступ” не мог называться “свободным”. Прежде всего, он был “полуоткрытым”: в крупных библиотеках существовали спецхраны, в небольших издания повышенного спроса нередко собирали в кабинете директора или подсобном фонде. Время от времени книги исчезали из каталогов и фондов. Случалось и так, что помощь библиотекаря принимала навязчивую форму, превращаясь в некий диктат по отношению к читателю. Какая уж тут свобода выбора!

В конце 80–начале 90-х гг. руководство чтением как ведущий принцип библиотечного обслуживания “сбрасывают с корабля современности”.Вместе с его идеологической составляющей в методологическое небытие ушли многие формы прямой и косвенной библиотечной рекомендации; использование малых жанров рекомендательной библиографии; дежурство в фонде консультантов, специализирующихся в изучении изданий по той или иной отрасли знания, проблеме и др.

Вздохнул ли с облегчением освобожденный от опёки библиотекаря пользователь? Можно ли назвать современную систему свободным доступом к информационным ресурсам? Тем более в библиотеках, подключённых к Интернет?

Ответ библиотекарей скорей всего будет утвердительным: от доступа к фондам и каталогам мы вроде бы перешли к доступным информационным ресурсам, по сути безбрежным, не ограниченным коллекциями одной или нескольких библиотек. Без прежних ограничений реализуется право на самостоятельный выбор всех имеющихся в фонде изданий. Правда, с оговоркой, когда они поступают в библиотеки. Пополнение, обновление фондов публичных библиотек, как известно, самое больное их место на протяжении последних лет. Что же касается Интернет, то для выхода в сеть нужны, как минимум, оборудованные места – точки доступа, плюс владение методикой электронного поиска.

“Освобождение от диктата руководителей чтения” (исключая детские библиотеки, где воспитательное начало обслуживания не могли отрицать даже самые радикально настроенные библиотековеды), как показывают опросы пользователей, снизило качество обслуживания. Комфортность, составляющая главную цель “открытого доступа”, оказывается неполной, если пользователь предоставлен сам себе, даже при условии чётко продуманной системы раскрытия ресурсов. Совет, квалифицированная рекомендация доброжелательного специалиста, помощь в библиографическом поиске (традиционном и электронном) по-прежнему востребованы даже в крупных научных библиотеках. Об этом свидетельствуют исследования ГПНТБ СО РАН.

Что касается небольших и крупных публичных библиотек (областных, городских), то в наиболее продвинутых из них сегодня наблюдается издательский “бум” библиографических пособий малых форм: буклетов, листовок, закладок, списков. Отличаясь от аналогов 40-летней давности многообразием жанров и тематики, продуманной, зачастую весёлой стилистикой текстов, красочным оформлением, эти издания ставят цель помочь в отборе и оценке информации. При этом право выбора: последовать рекомендации или нет, всегда остаётся за пользователем. Грамотное введение платных услуг расширяет это право за счёт альтернативных решений, тратить ли время на самостоятельный поиск в каталогах и фондах (если речь идёт о сложном запросе) или переложить трудоёмкую работу на библиотекаря.

Итак, свободный доступ в нашем понимании не сводится к самостоятельному выбору нужной информации, расширению её источников, а также созданию условий, при которых пользователь может обойтись без помощи библиотекаря. Хотя названные требования в этом далеко не полном варианте отвечают общеупотребимому понятию “свобода”. По свидетельству С.И. Ожегова, оно означает отсутствие каких- либо ограничений, стеснений.

На самом деле смыслы понятия “свободный доступ” глубже. Как и его исходное – “свобода”, оно может быть рассмотрено в разных модальностях. Наиболее значимым нам представляется понимание свободного доступа как развивающей и одновременно развивающейся культурно-информационной системы, позитивная динамика которой один из индикаторов инновационных изменений в библиотеке. По Э. Фромму, свобода выбора (именно выбор он идентифицировал со свободой) – это динамичное состояние личности, её саморазвитие. Это с одной стороны. С другой, – в продвинутых библиотеках объём необходимой пользователю свободы доступа к информационным ресурсам тоже постоянно меняется, расширяется. Соответствовать, а еще лучше опережать эти изменения, и есть сверхзадача инновационных процессов в библиотеке.

Основной вектор её развития сегодня определяется переходом от удовлетворения информационных потребностей отдельных категорий к предвосхищению всей системы культурно-информационных ожиданий населения. Отсюда расширение традиционных и появление новых ролей библиотеки, повсеместное становление ее инновационных моделей: библиотеки-музея, театра, картинной галереи и др., непременным элементом которых становится широкое вовлечение местной общественности, партнёрство со всеми культурными институтами региона.

В этой ситуации свободный доступ интерпретируется как свобода выбора пользователем всего богатства ресурсов, услуг и возможностей библиотеки, в том числе существующих потенциально. Их спектр широк и включает наряду с информационным обслуживанием культуротворческую направленность. Имеется в виду помощь саморазвитию личности: через организацию чтения, стимулирование литературной, художественно-изобразительной, редакционно-издательской, сценической деятельности, межличностного общения с близкими по духу людьми, в том числе через Интернет.

Выдающиеся философы и психологи связывали свободу со способностью человека к творчеству, изменением его самосознания. Американский психолог Р. Мэй утверждал, что по мере развития самосознания соответственно увеличивается диапазон выбора человека и его свобода.

Соответственно свободному доступу к библиотечным ресурсам и услугам присуща аксиологическая составляющая. Это всегда ценностно значимый выбор, идёт ли речь о выбранной книге, найденной информации, участии в спектакле библиотечного театра или вернисаже картин самодеятельного художника. Важно воссоздавать лучшие традиции давнего “открытого доступа” к фондам, где человек открывал для себя не только книги, но и помощника-библиотекаря, собеседников-читателей, единомышленников, воспринимая библиотеку как возможность подключения к духовным ценностям. Плюс к этому – использовать весь спектр местных, в том числе и библиотечных, интеллектуальных ресурсов и возможностей.

Hosted by uCoz