Каширина Е.В., Петров А.Ю.

СПЕЦИФИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВСЕОБЩЕЙ ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИИ

Особенность современного периода развития общества – постоянно и быстро меняющиеся условия жизни и труда. Обусловлены эти особенности интенсивным развитием информационных технологий – сбора, хранения, обработки и передачи различных видов информации с помощью электронных устройств. Информация является важнейшим продуктом интеллектуальной деятельности человека. Чтобы ее эффективно использовать для развития научно-технического и социального прогресса, ускоренными темпами ведется разработка и внедрение способов и средств доведения этого “продукта” до потребителей. Объективной реальностью стало непрерывно расширяющееся информационное пространство, обеспечивающее всеобщую доступность информации из разнообразных областей человеческой деятельности.

В жизнь человека входят все новые электронные устройства (компьютеры, пейджеры, сотовые телефоны и проч.), позволяющие их владельцу включиться в информационное пространство. При этом остается открытым вопрос, как человек может наиболее эффективно использовать возможности доступного ему информационного пространства, какие качества позволят ему адаптироваться к постоянно меняющимся условиям взаимодействия с информационной средой.

Современное информационное пространство формируют информационные объекты и технические средства их обработки. Если информационный объект может быть использован в тех или иных целях, говорят об информационном ресурсе. Важнейшую роль в структуре информационного пространства играют информационные системы, как автоматизированные, так и традиционные (библиотеки).

Всемирная компьютерная сеть предоставляет доступ к различным информационным системам из любой точки земного шара. Казалось бы, Интернет представляет собой самую большую библиотеку в истории человечества. Бессистемность информации, присутствующей в Интернете, делает эту библиотеку самой запутанной из всех когда-либо существовавших. Актуальным становится способность извлекать из окружающего нас информационного хаоса ту информацию, которая необходима для решения поставленных задач.

Современные информационные технологии сделали возможным доступ каждого человека к огромному количеству информации. Но возможность обладания не есть обладание. Чтобы доступ к информации превратился в обладание информацией, человек должен быть подготовлен сразу в двух направлениях:

● владеть современными технологиями работы с информацией;

● обладать определенными интеллектуальными качествами.

Использование высокотехнологичных поисковых систем (таких, как Yandex, Google и др.) не решает проблему целенаправленного подбора информации. Компоненты технических информационных устройств, содержащие запись информации, являются продуктами человеческой деятельности. И хотя электронно-вычислительные машины могут самостоятельно выполнять те или иные действия, но лишь в рамках заложенного в них человеком алгоритма. Достигнутый на сегодня уровень автоматизации информационных процессов позволяет создать обилие информации, релевантной задаче, решаемой специалистом.

Наличие доступной информации обеспечивает интеллектуальную деятельность, понимаемую как совокупность мыслительных действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов. Информационная потребность в своем примитивном виде как потребность в новых впечатлениях присуща всему живому. Высшей нервной деятельности присуща потребность в информации, представленной в знаковой форме. Обобщенное отражение действительности мышлением приводит к появлению словесных знаков, с помощью которых становится возможным эффективное общение людей. Таким образом, мышление делает возможным сам процесс общения. Интеллект в психологии часто рассматривают как интегральную характеристику мыслительных способностей человека.

Одна из основных особенностей человеческого интеллекта заключается в том, что не всякое содержание, получаемое из внешнего мира, может быть усвоено, а лишь то, которое хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам индивида. Большинство отечественных исследований в области психологии основывается на идее детерминации развития личности деятельностью.

С точки зрения деятельностного подхода развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития как профессионализма, так и личностного развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что образование и проявление в нем качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается. Включаясь в общество современных социально-экономических, технологических, культурных перемен, взрослые люди, в отличие от молодежи, сталкиваются с необходимостью переоценивать ранее накопленный опыт, переосмысливать имеющиеся взгляды и убеждения.

Принято считать, что необоснованность решений (не только организационных, но также и научно-технических) обусловлена дефицитом информации в нужный момент. Однако в условиях всеобщей доступности и избыточности информации причиной является нежелание или неумение размышлять над имеющейся информацией. Информация является неотъемлемым компонентом мыслительного процесса, сопровождающего любую интеллектуальную деятельность, компонентом, “встроенным” в эту деятельность и активизирующим ее.

Человек посредством окружающих его электронно-технических устройств получает избыток разнородной информации, которую он не способен не только переработать, но и воспринять. Наиболее эффективен в своей деятельности будет тот, кто способен отделить нужную информацию от ненужной и использовать ее. Такая способность, назовем ее информационной адаптируемостью, может быть обеспечена развитием информационной культуры личности, как системы знаний и интеллектуальных способностей, необходимых для аналитической переработки информации. На первый план выходят такие интеллектуальные умения, как:

● формирование цели (формулировка темы, предмета, ключевых слов);

● оценка необходимости полученной информации (значимость для решения поставленных задач);

● определение достоверности полученной информации (авторство, интеллектуальная ответственность, библиографические ссылки);

● свертывание информации (библиографическое описание);

● систематизация собранной информации.

Эффективность использования ресурсов современного информационного пространства неразрывно связана со степенью развитости интеллектуальных способностей личности, формирующейся и развивающейся в этом пространстве. Необходимо научить человека воспринимать любой информационный продукт как систему. Чтобы понять систему, нужно исследовать ее структуру и способы взаимодействия структурных элементов. Ключ к системному исследованию информационного продукта – библиографическое описание.

Успешное функционирование человека в условиях быстро развивающегося информационного общества неразрывно связано с его способностью к учению и самообучению, со способностью найти, оценить и использовать информацию с применением всех доступных технологий, с его способностью к интеллектуальному развитию. Системное мышление – необходимый компонент интеллектуальной деятельности в условиях всеобщей доступности информации.

Hosted by uCoz