Дворкина М.Я.

БИБЛИОТЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

В профессиональной литературе достаточно широко используется понятие “библиотечная деятельность”, однако его определения в ГОСТе 7.0–99 “Информационно-библиотечная деятельность, библиография” нет, хотя термины “библиографическая деятельность” и “научно-информационная деятельность” в том же ГОСТе дефинируются.

В терминологическом словаре “Библиотечное дело” (РГБ, 1997) библиотечная деятельность рассматривается как “область социогуманитарной деятельности по удовлетворению информационных, культурных и образовательных потребностей населения посредством библиотек”. Здесь дефиниция термина “библиотечная деятельность” дается через более широкую деятельность, что позволяет понять её место в структуре общественной деятельности, но не показывает особенности библиотечной деятельности. Анализ литературы свидетельствует о том, что при наличии значительного числа работ по отдельным видам и аспектам библиотечной деятельности, исследования её как целостности практически отсутствуют.

Между тем именно такие исследования сейчас особенно актуальны. Прежде всего, потому, что в рамках традиционных видов библиотечной деятельности возникают сегодня новые подвиды деятельности. Так, комплектование может осуществляться посредством такого подвида деятельности как сканирование документов, рекаталогизация – путем ретроспективной конверсии, т.е. процесса преобразования уже имеющихся карточных каталогов в машиночитаемый формат и т.п. Для управления всем многообразием видов библиотечной деятельности, их организации важно видеть библиотечную деятельность как целостность. Необходимо составить полный реестр современных видов и подвидов библиотечной деятельности. Важно также ответить на вопрос, какие виды деятельности современной библиотеки относятся к библиотечной деятельности.

Целостный взгляд на библиотечную деятельность необходим и потому, что в образовательный стандарт вошло понятие “библиотечно-информационная деятельность”, что нами понимается как библиотечная разновидность информационной деятельности.

Необходимо также ответить на вопрос: сохранилась или изменилась сущность библиотечной деятельности в связи с технологическими и социокультурными изменениями.

На сущностную характеристику библиотечной деятельности обратила внимание М.И. Акилина, которая видит её в прокате документов. Она представляет библиотечную деятельность “как общесистемную функцию документных систем”, проявляющуюся не только в библиотеках, но и других социальных институтах, имеющих дело с документом (архивах, органах НТИ и т.д.). По мнению М.И. Акилиной, “ Это может быть непосредственно выдача документа с условием его возврата, предоставление копий, пользование с помощью телекоммуникационных и других средств автоматизации. Во всех случаях, когда использование документа осуществляется с условием сохранения источника информации в документной системе, имеет место библиотечная деятельность. Этот весьма интересный подход к библиотечной деятельности сегодня требует корректировки, поскольку доля проката, предполагающего возврат документа в связи с внедрением новых технических средств и технологий уменьшается: библиотека все чаще предоставляет доступ к тексту документов (и нередко за плату), не сохраняя их. Следовательно, изменяется сущность библиотечной деятельности: прокат документа заменяется (или сосуществует) с предоставлением (продажей) доступа к тексту документа.

В библиотековедении не совсем ясно соотношение понятий “библиотечная деятельность”, “библиотечный процесс”, “библиотечная технология”.

Развивая свою процессную парадигму, В.П. Леонов в предисловии к книге “Библиотечно-библиографические процессы в системе научных коммуникаций” касается библиотечно-библиографической деятельности, которую понимает “как совокупность процессов”. Он выделяет подготовительные процессы, к которым относит формирование фондов и библиографирование; основные процессы (библиотечно-библиографическое обслуживание), заключительные процессы (сохранение фондов и сооружений). По его мнению, процессы входят в структуру библиотечной деятельности, т.е. понятие “библиотечная деятельность” шире понятия “библиотечный процесс”.

В работах И.С. Пилко понятие “библиотечная деятельность” в сущности обходится стороной, а библиотечная технология рассматривается как “практическая деятельность по производству и представлению пользователям библиотеки информационной продукции и услуг и как научная дисциплина о технологических принципах, нормах, правилах библиотечной деятельности”. Однако это определение показывает, что автор видит понятие “библиотечная деятельность” более широким, чем “библиотечная технология”.

Вопрос о соотношении понятий “библиотечная деятельность” и “библиотечная технология” рассматривается в моей статье, где также дается рабочее определение “ библиотечной деятельности”.

В библиотековедении нет ясности относительно соотношения содержания понятий “библиотечная деятельность” и “библиотечное дело”. Действительно, чем они отличаются?

Терминологический словарь “Библиотечное дело” (1997 г.) дает дефиниции обоих терминов. Причем определение в первом и втором случаях осуществляется через понятие “ деятельность”.

Библиотечное дело рассматривается как “отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, включающая создание и развитие сети библиотек, формирование и использование их фондов, организацию библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания населения, подготовку библиотечных кадров, научное и методическое обеспечение работы библиотек”. Словарное определение термина “ библиотечная деятельность” приведено выше.

Если в первом определении дается какое-то представление о том, какие виды деятельности входят в библиотечное дело, то второе весьма абстрактно.

В ГОСТе 7.0–99 “Информационно-библиотечная деятельность, библиография”, очевидно, в целях исключения близости дефиниций включен только один из двух рассматриваемых терминов: “библиотечное дело”, которое определяется как “область деятельности по организации библиотечного обслуживания”.

Термин “библиотечное дело” используется и в учебнике “Общее библиотековедение”, где определяется как “область профессионального труда, назначением которой является удовлетворение информационных потребностей общества с помощью информационных ресурсов, сосредоточенных в библиотеках, а также совокупность библиотек, действующих на той или другой территории. В юридическом смысле библиотечное дело – отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, задачами которой является создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек. Библиотечное дело – сфера исследований и приложений библиотековедения”.

Во второй части учебника Карташов Н.С. рассматривает “процесс деятельности библиотеки”. Автор характеризует этот процесс как деятельность по созданию библиотечных услуг и продукции, как единый процесс, включающий основную и вспомогательную (обеспечивающую) и управленческую деятельность.

В чем видится разница между понятиями “библиотечное дело” и “библиотечная деятельность”?

Термин “ библиотечное дело” возник задолго до термина “библиотечная деятельность”. Обратим внимание на то, что последний появился в терминологическом словаре РГБ в 1997 г., а в словаре 1986 г. его еще не было.

Термин “ библиотечное дело” сложился аналогично терминам “книжное дело”, “горное дело” тогда, когда появилась необходимость найти обобщающее понятие для выражения множества проблем, касающихся библиотек. Не случайно материалы библиотечного съезда (1911 г.) были названы “Труды Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу”, а А.Р. Войнич-Сяноженцкий назвал свой доклад на этом съезде “Библиотечное дело, как особая самостоятельная специальность и библиотекари, как обособленная группа в ряду других специалистов”. Еще ранее в конце Х1Х в. вышла книга Е.В.Балобановой “Библиотечное дело”.

Библиотечное дело, по-моему мнению, это отрасль культуры и информации, включающая систему библиотек, библиотечных фондов, других библиотечно-информационных ресурсов, инфраструктуру (библиотечную науку, специальные учебные заведения, библиотечную печать). Возможно, термин “библиотечное дело” целесообразно заменить термином “библиотечная отрасль”.

Следовательно, понятие “библиотечное дело” значительно шире, чем понятие “библиотечная деятельность”, которое можно определить как совокупность разных видов трудовых процессов, технологических и творческих, обеспечивающих выполнение библиотекой своих основных функций (кумулятивной и трансляционной) и миссии перед обществом.

Итак, библиотечная деятельность нуждается в дальнейшем глубоком изучении.

Hosted by uCoz