Айзенберг А.Я.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ БИБЛИОТЕКИ

Воспитание читателей – одна из важнейших задач массовой библиотеки. Она воздействует на них множеством всевозможных информационных источников, художественной и публицистической литературой, аудиовизуальными средствами и многообразием форм общения. Результаты всесторонней воспитательной деятельности библиотеки находят воплощение не только в конкретных делах читателей на работе, в духовно-культурной сфере, но и способствуют формированию личности, интересов и потребностей. Она организует досуг и чтение различных групп населения, развивает разумные потребности отдельной личности и коллектива читателей, особенно молодежи. В досуговой сфере широкое поле для инициатив клубов по интересам, кружков литературного творчества, других читательских объединений. В воспитательном процессе, который организует библиотека нет объектов, есть только субъекты.

Одной из творческих педагогических задач является системное осмысление воспитательного процесса, как теоретически, так и практически, применительно к библиотечному делу. Воспитательный процесс в библиотеке следует рассматривать как единство составных элементов, объективных условий, в котором он протекает, т.е. содержания, формы, целей, средств и методов, объекта и субъекта воспитания, а также других факторов, имеющих к нему прямое или косвенное отношение.

В воспитательном процессе следует также учитывать природу личности, триединство органической связи, в которую входит а) природно-биологическая основа и б) результат взаимодействия совокупных общественных отношений, которые определенным образом формируют человека, в) самостоятельные, самоуправляющие внутренние силы самого человека, обеспечивающие развитие личности, ее самодвижение к определенной социальной и культурной независимости.

Библиотека соответствует времени и общественно-политическим условиям, в которых она функционирует. Библиотека, как и школа, должна идти за обществом, решая вместе с ним социально-экономические проблемы, В каждую конкретную эпоху организуется такая библиотека, как, впрочем, и школа, которая отвечает запросам обществе, т.е. отражает наши желания, устремления в будущее, ощущения всего мира и самих себя в нем.

Библиотека воспитывает читателя всей своей организацией, заведенным многолетним укладом, опытом и профессиональными знаниями сотрудников, подбором библиотечного фонда. В казенной, заформализованной библиотеке наиболее неуютно почувствуют себя читатели с тонким душевным восприятием, обладающие развитым мышлением, нестандартными запросами. Эта категория читателей особенно нетерпима к тому всепоглощающему стандарту, который именуется “руководством чтением” или бездумной опекой над читателем, отучающей самостоятельно думать и мыслить. Из-за постоянного стремления к руководству чтением библиотека “застойного” социализм” оказалась не способна оценить по достоинству самого читателя, разбудить в нем пытливый ум и жажду чтения.

Бюрократический стиль библиотечного обслуживания в массовой библиотеке в недалеком прошлом стал господствующим и сохраняется до сего времени. Заботы и усилия библиотекаря направлены не на расширение круга чтения и осмысление прочитанного читателями библиотеки, а на соблюдение формы, чтобы была “хорошая” статистическая посещаемость и “обращаемость” книги, а каково ее воздействие на личность, чем обогатился читатель в результате чтения – вот те вопросы, который зачастую не интересуют библиотекаря; иногда они ему просто недоступны. Этой системе воспитания в библиотеке могут противостоять не отдельные попытки что-то изменить в отношении читателя, библиотекаря или самой библиотеки. Требуется полная переориентация в понимании воспитательного назначения библиотеки.

Осуществляя воспитание с помощью печатного слова, книги и чтения, необходимо добиваться сопричастности читателя со всем духовным наследием человечества, чтобы он осознал свое отношение ко всему богатству культуры. Библиотека призвана формировать человека в целом, в его настоящем и будущем. Помочь нам всем отойти от стереотипов, прежде всего, от морали, утверждающей будто все нравственно, что хорошо для укрепления революционных завоеваний, что цель оправдывает средства. Такая мораль не может и никогда не сможет заменить мораль общечеловеческую. Моральный беспредел особенно опасен в нынешних условиях общественно-политической нестабильности и острых межнациональных конфликтов. В каждой библиотеке необходимо создать условия, чтобы эффективнее проводить линию на разъяснение нравственных ценностей, возвращая людям возможность усваивать такие вечные понятия, как “совесть”, “порядочность”, “личное достоинство”, “честное слово”. Абсолютизация классового подхода в воспитании, догматические установки препятствовали взаимодействию с реальными общечеловеческими ценностями, современными явлениями мировой культуры. Среди части молодежи наблюдается весьма поверхностное, сомнительное и стыдливое отношение к понятиям, которые во все времена у народов считались незыблемыми, святыми, как Родина и любовь. Для их низвержения используется один и тот же прием – отчуждение с помощью очернения. Можно сказать, что культ очернительства, разоблачения и хулительства в средствах массовой информации достиг своего пика и представляется, чуть ли не единственным творческим началом в общественной жизни. Так ли это на самом деле? Такой культ совершенно не плодотворен, не созидателен, он сужает наш представления о многообразии жизни, лишает человека возможности адекватно, во всех противоречиях воспринимать окружающую действительность, порождает ущербность, злобу и ненависть. В конечном счете происходит определенная деградация интеллектуальных способностей человека.

В воспитании мы больше обращаемся к рассудку, но не к нравственному чувству читателя. Людей занимает не одна злоба дня, запросы и потребности человека значительно шире и глубже. Он не только желает многое знать, но у него должно оставаться свободное “поле” для чувств и переживаний, несмотря на царящее в течение многих лет почти узаконенное ханжество, двоемыслие, фактическое поощрение аморальности. Библиотеке необходимо поддерживать постоянный интерес в обществе к вопросам воспитания человека, преодолевая при этом догматизм, начетничество, мертвящую схоластику. Здесь необходимо осознать истину о плюралистичности гуманитарного мышления, невозможности его “выпрямления” и схематизации. Необходимо отказываться от устаревших форм и методов воспитательной работы в библиотеках, которые отталкивают читателей, а не привлекают новизной и нестандартностью, возможностями их активной самодеятельности.

Воспитать человека необходимо, прежде всего, нравственным, что означает подлинная личность, настоящий человек, истинный герой. Такой человек – умелый работник, он способен сочетать беспредельную преданность идее с высочайшей нравственностью.

Зарождающееся в наше непростое время новое общество видится сегодня, прежде всего, как общество реального гуманизма и социальной справедливости, в котором самой высокой ценностью является человек, его условия жизни, заботы, устремления, всестороннее и гармоническое развитие, достойное материальное и моральное вознаграждение за труд, возможность повышения уровня культуры и нравственности.

Воспитательное воздействие библиотеки основано на чтении. Иногда сравнивают читателя с музыкантом, называя его исполнителем книги. Не каждый читатель выдающийся исполнитель. Выдающиеся музыканты и исполнители книги встречаются относительно редко. Достаточно быть обыкновенным вдумчивым читателем, которых, к сожалению, становится все меньше м меньше. По данным социологов, школьник прочитывает за год пять–шесть книг, а учащийся ПТУ – три–четыре. Уменьшение читателей и читаемости обусловлено множеством соблазнов. Смотреть телевизионную передачу легче, чем читать, меньше умственное напряжение, особенно, когда развлекательная программа. Преодоление соблазна легкого телесмотрения и даже малопродуктивного чтения требует волевого усилия. На помощь читателю должна придти библиотека, предоставляя ему широкий выбор всевозможной литературы, тактично и умело направляя его читательские интересы.

Выбор в наибольшей степени характеризует личность. В часы досуга можно себе выбрать замятие по душе: посмотреть развлекательную телепередачу, пойти в дискоклуб, посетить библиотеку. Пропаганда библиотеки должна обеспечивать приток новых читателей, профессионально квалифицированная работа с ними активизирует читателей, повышает эффективность чтения.

Снижение посещаемости библиотеки, особенно молодежью, столь отчетливо распространившееся явление в последние годы, должно тревожить все общество. Некоторые из молодых людей остаются глухи к литературному чтению, книге. Преодолеть такой индифферентизм можно только с помощью обучения читать и пользоваться печатным словом. Не следует ориентироваться на малокультурного человека, идти на поводу бескультурья, подстраиваться под вкусы людей, которые не могут серьезно и вдумчиво читать.

В потреблении духовных ценностей не может быть равенства. Демократизм следует усматривать несколько в ином. Критерии усвоения духовных ценностей должны быть высокие, до которых следует с трудом дотягиваться, а не опускаться. В библиотеке следует развивать дух соревновательности в познании литературного произведения, углубленного понимания смысла и назначения прочитанной книги. Для библиотеки в общепринятых формах деятельности множество видов работы с читателями: обзоры книг, диспуты, рассказы и пояснения у книжной полки, выставки, конференции, представления книг и др. Все они могут быть использованы дня воспитания читающей личности.

Идея гуманитаризации воспитания и образования получает все большее признание среди библиотекарей. Технократизм, всеобщая компьютеризация, несомненно, необходимы. Но человеку этого недостаточно, ему нужен общий взгляд на жизнь и на себя, понимание настоящего и будущего. Библиотека гуманистической направленностью своей деятельности содействует объединению человечества, связующим началом которого должно быть искусство, гуманные идеи добра, сострадания, взаимопомощи, бережного отношения к природе, среде обитания. Экономика неразрывно связана с культурой, без которой не будет экономического прогресса. Самая доступная форма воспитания культуры – обращение к книге. Начинать желательно с классической отечественной и мировой литературы и идти к лучшим произведениям современности. В литературе наиболее надежно сохранены общечеловеческие ценности, вечные идеалы добра, чести, свободы, что помогает осознать жизнь, свое место в ней, заглянуть в будущее. Всесторонность и профессионализм – существенные черты воспитанности и образованности, наиболее полно отвечающие требованиям современности. Библиотека организует различные виды чтения, которые служат важнейшими элементами образовательного и воспитательного процессов. Аудиовизуальные каналы выполняют вспомогательную роль.

Воспитывая интерес к знаниям, стремление их пополнять, библиотека формирует самообразовательные потребности у читателей, развивает навыки самостоятельного учения. Одновременно воспитываются любовь к чтению, умение анализировать прочитанное, кратко и емко конспектировать читаемый текст. Вырабатываются система самостоятельного усвоения знаний, постоянная потребность в интеллектуальной деятельности. Это гарантирует качественное усвоение не только школьного курса или ПТУ, специального среднего учебного заведения, вуза, но в дальнейшем продуктивное самообразование на протяжении всей жизни, непрерывное повышение профессиональной квалификации, общекультурного уровня. Самостоятельное чтение, организуемое библиотекой, активизирует мышление, способствует созданию собственных взглядов и мнений. Специалист, не научившийся работать самостоятельно, не воплотит возникшие у него идеи в проекты и концепции. Человек по-настоящему владеет лишь тем, что он добывает собственным трудом. Библиотека формирует подлинного читателя, вдумчиво относящегося к литературному произведению. Необходимо, чтобы читатели постигали литературу не понаслышке, а от самих авторов и их произведений.

Во всей этой работе массовую библиотеку отличает педагогическая направленность, использование форм и методов воспитания для формирования интересов и взглядов личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Дифференциация читателей позволяет направить воспитательные усилия в соответствии с их потребностями, которые являются определяющими в жизни, трудовой или учебной деятельности. Главное в воспитании культуры потребления информации состоит в том, чтобы с ее помощью активно решать творческие задачи, повышать уровень образования и воспитания. В библиотеке читатель не может получить на свой вопрос готовый ответ, более того, он не должен его получать, но он может осмыслить его с помощью книг, подумать, посоветоваться с библиотекарем, вместе думать значительно лучше. Различие во мнениях помогает продвигаться к истине. Любая деятельность в этих условиях в конечном итоге сводится к общению, выступает как форма связи с другой личностью или с другими (коллективом, искусством, историей). Однако в усвоении информации не следует превращаться во все поглощающих наркоманов, готовых без всякого отбора воспринимать и усваивать нужное и ненужное, беспрерывно смотреть множество телепередач, слушать часами радио, читать несколько десятков газет, не оставляя себе времени на серьезное чтение книг, раздумий об окружающей действительности, о времени и о себе. Информационная всеядность – болезнь века.

Только думающий читатель может быть полноценным и сознательным участником демократического процесса. Непригоден для современного демократического общества и библиотековедения столь распространенный в недалеком прошлом взгляд о необходимости в библиотеке строго и неукоснительно в определенном направлении формировать мировоззрение читателя и его образ мыслей. Мол, без такого наставничества он будет постоянно блуждать в потемках, натыкаясь на всевозможные идеологические рифы, так и не осознав, какой дорогой ему двигаться в своем познании и развитии. Вряд ли в настоящее время кто-либо придерживается столь отсталого манипулятивного подхода, характерного для тоталитарного и авторитарного общества, который не соответствует и противоречит новому демократическому развитию нашей страны. Сегодня воспитание в библиотеке должно ставить своей целью содействие развивающейся, широкообразованной и высокоинтеллектуальной личности. Каждый читатель самостоятельно вырабатывает свои взгляды, свое собственное умение мыслить и развиваться как гражданин демократического общества. Такой подход в воспитании соответствует современным представлениям о правах человека, о личности, живущей в демократическом обществе, способной содействовать развитию культуры, современных технологий, научно-техническому прогрессу.

В воспитании велико значение книги, печатного слова. Однако все сводить к словесному воспитанию означает пренебречь опытом жизни. Книжное, словесное воспитание без опыта жизни может породить только начетчиков, говорунов, оторванных от реальной действительности. Об этой страшной опасности в воспитании убедительно писал А.С. Макаренко: “Самое упорное натаскивание человека на похвальных мыслях и знаниях – пустое занятие. В лучшем случае получится ханжа или граммофон. Сознание должно прийти в результате опыта, в результате многочисленных социальных упражнений, только тогда оно ценно... Сознание, не построенное на опыте, хотя к выражается в многословных формах, на деле, прежде всего, слабосильно, во-вторых, одиноко, не способно творить никакую практику – это то, что для нашего общества наиболее опасно”.

Выдающийся психолог А.Н. Леонтьев, разрабатывая теорию социально-деятельностной сущности человеческой личности, отмечал, что личность обретает свое “Я” в процессе совместной деятельности, труда и общения. Вера, совесть, честь и другие установки формируются в деятельности, в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством самых правильных и искренних слов.

Все сказанное о словесном воспитании не исключает необходимости постоянно поддерживать интерес к знанию, которое с наибольшей пользой можно извлечь из книги, осознавая его важность и значимость. Внутренняя дисциплина должна направлять все наше “Я” на освоение предмета и понимание того способа занятий, который более всего подходит к нашей интеллектуальной индивидуальности.

Библиотека обладает большими возможностями в оказании помощи в нравственном самоопределении личности, в освоении нравственной культуры общества, в организации самовоспитания. От этого во многом будет зависеть, как человек определит для себя цель жизни, какие ценности – “истинные” или ”ложные”– признает для себя значимыми, кто будет для него примером, за кем следовать, не подражая, окажется ли способным почувствовать чужую боль, прийти на помощь нуждающемуся, отстоять свои принципы, проявить волю в достижении благородной цели.

Нравственное воспитание тесно связано с воспитанием в духе мира и сотрудничества. В наше время приобретают особую важность бесконфликтность отношений, умение культурно вести диспут, спорить, способность не доводить межличностные отношения до взрыва, истерики, ругани, унижающих людей. Мир между народами начинается с мира между отдельными людьми. Способность испытывать добрые отношения, благожелательные чувства к окружающим, навсегда останутся самым ценным качеством человека. Новая концепция воспитания в условиях демократического общества предполагает всемерное расширение представлений молодежи об общечеловеческих ценностях, морали и культуры, о естественных нравственных нормах, о категориях любви, милосердия, свободы совести.

Необходимо критически переосмыслить концепцию всестороннего гармонического развитии личности, как не реальную задачу сегодняшнего дня и даже обозримого будущего из-за отсутствия условий для ее решения. Это касается каждого отдельного человека и большинства людей. Тотальный дефицит материальных и духовных ценностей в обществе вряд ли возможно преодолеть для организации всестороннего воспитания. В педагогической литературе высказывается мнение о целесообразности гуманистического воспитания подрастающего поколения и, прежде всего, гуманные идеи и идеалы, которые выработаны человечеством, движением за мир, за сохранение человеческой жизни.

Гуманистическое воспитание взаимосвязано с реализацией идеалов. Идеалы воплощают стремление личности к совершенству, стимулируют волю для практической их реализации. Однако следует учитывать, что претворение в жизнь идеалов вопреки расхожим представлениям наступает не в самое ближайшее время, незамедлительно. Опыт такого скоропалительного осуществления идеала у нас имеется, когда выдвигался лозунг – наше поколение будет жить при коммунизме.

Идеалы могут быть различными. В одних случаях это стремление человека к совершенству, желание перемен к лучшему, заинтересованность в более справедливом устройстве общества. Они также могут быть высшими гуманистическими целями, которые отстрочены во времени, рассчитаны на долгосрочное достижение. В библиотеке читательские идеалы, как и духовность, культура, человечность, воспитываются художественной литературой, искусством, что составляет особо важную часть становления личности.

Роль нравственных устоев в становлении личности трудно переоценить. Библиотека широтой своих возможностей, богатством и разнообразием литературного фонда воздействует на все стороны формирующейся личности, ее интересы и потребности, разум и эмоции, объединяя основные направления воспитательного процесса – политического, трудового, нравственного, эстетического, экологического. Перечисленные направления, воспитания можно отнести к основным направлениям, не умаляя особой роли и значения других направлений воспитания: атеистического, правового, интернационального, патриотического. Можно также рассматривать как фактор идейного воспитания трудящихся помощь библиотеки промышленному и сельскохозяйственному производству. Сферой воспитания библиотеки следует рассматривать организацию свободного времени различных групп читателей, их досуга, развития духовных потребностей, утверждение норм и принципов здорового образа жизни.

Повседневное, систематическое целенаправленное воспитание читателей библиотеки, формирование их как образованных, культурных, нравственных, творчески активных и социально зрелых личностей означает, что через определенное время существенно изменится обстановка в нашем обществе. Работа библиотеки в таком направлении противостоит бездуховности определенных групп молодежи, неверию и отчужденности по отношению к взрослым, увлечению низкопробной массовой культурой, росту детской и подростковой преступности, наркомании, проституции. Все эти негативные явления в нашей повседневной жизни можно рассматривать как следствие общей обстановки в стране, когда мысли и чувства людей сосредоточены на экономических и политических проблемах. Не следует игнорировать пробелы в воспитании, недостатки в деятельности школы, культурно-просветительных учреждений. Еще не утвердились новые подходы и методы воспитательной деятельности библиотек, новые формы организации общественного книжного пользования, когда у людей поднимается престиж образования, растет потребность в познании. Нерасторжима связь образования и воспитания, культуры и этики.

Библиотека как социальный институт вносит посильный вклад не только в прогрессивное развитие современного общества, но и работает на перспективу, непрерывное его совершенствование, освобождение от страха, духовного рабства.

Мы должны двигаться к новому обществу, не предопределяя его название, социальную формацию, политическую и экономическую систему. Это общество должно характеризоваться такой организацией жизни людей, при которой каждый человек имеет возможность сформироваться как личность, а в отношениях между людьми господствовали бы нравственность и культура. Важно, чтобы поддерживался в обществе интерес к профессиональной деятельности, вовлечению людей в социальную и профессиональную деятельность, которая жизненно необходима обществу. Библиотека многое может сделать для воспитания трудолюбия, добросовестного отношения к труду. По-видимому, выход один – развитие культуры, обогащение сознания социальным и духовным опытом, целенаправленные усилия библиотек, культурно-просветительных учреждений, средств массовой информации по формированию гуманистической зрелости общества.

Эффективность воспитательной работы библиотеки определяется степенью ее содействия формированию сознательности людей, повышению уровня их профессиональных знаний, развитию социальной активности, инициативы, творческого участия в трудовой, общественной и политической жизни.

Воспитательный процесс в библиотеке, его эффективность коренятся, прежде всего, в личности самого библиотекаря. Читатели хорошо чувствуют глубину интеллекта библиотекаря, его возможности и уровень общения, внутренний нравственный настрой. Воспитание – это в конечном итоге непрерывный процесс общения библиотекаря с читателями. Переосмысливая воспитательный процесс, многие библиотекари сами осознают необходимость в фундаментальном самообразовании, потому что без подлинной культуры и образованности библиотекарь не состоится. Библиотекарь начинает, и он же завершает образовательный и воспитательный процесс в библиотеке. Эту истину не следует упускать из виду. Отсюда и требования к его профессиональной подготовке, образованию и обучению в среднем специальном учебном заведении, в высшей школе.

Hosted by uCoz