Захаров В.П.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ"


В соответствии с Государственным образовательным стандартом Министерства образования РФ в перечень обязательных дисциплин по специальности "Прикладная информатика" (по областям применения) входит дисциплина "Информационные системы". Информационные системы являются объектом науки "информатика". Широко распространенное представление об информатике как науке о компьютерах и программировании слишком упрощает ее предмет и методы. Правильнее трактовать ее как науку, изучающую закономерности построения и функционирования автоматизированных систем информационного обмена в различных сферах человеческой деятельности. Информатика при этом широко использует методы и результаты других научных дисциплин, в первую очередь, системного анализа, кибернетики, теории информации, программирования, теории передачи данных, документалистики, библиографии и библиотековедения, лингвистики. Все это говорит об интегрирующей роли дисциплины в обучении молодых специалистов. Можно даже утверждать, что изучение данного предмета способствует формированию общего системно-структурного взгляда на мир на основе более глубокого понимания сущности информационных процессов, и в этом смысле можно говорить о мировоззренческих аспектах изучения этой дисциплины.

Естественно, в разных предметных областях, в разных сферах деятельности информация и информационные процессы имеют свою специфику. Поэтому возникло множество других значений слова "информатика". Например, делаются попытки различать информатику по областям применения, и тогда говорят о медицинской, психологической, экономической, правовой, географической, сельскохозяйственной, библиотечной и т.п. информатике.

Все информационные системы можно разделить на две группы: системы информационного обеспечения в рамках систем специального назначения и системы, имеющее самостоятельное целевое "информационное" назначение. Информационными системами общего назначения, имеющими самостоятельное назначение, являются автоматизированные информационно-поисковые системы (документальные и фактографические), которые, на наш взгляд, и должны быть основными объектами изучения в данной дисциплине. Знакомство же студентов с информационными процессами и системами, которые определяются спецификой предметной области, должно осуществляться в ходе изучения таких дисциплин, как " Проектирование информационных систем" и "Интеллектуальные информационные системы".

Преподавание курса "Информационные системы" с учетом того, что было сказано о ней как о дисциплине, синтезирующей основные принципы информатики, системного анализа, знаковых систем, лингвистики и т.п., требует от преподавателя хорошего образования, эрудиции и квалификации. Важной задачей становится повышение эффективности методов обучения.

Проведение курса предполагает лекционную часть и практические занятия. Лекции задают теоретическую и терминологическую базу. Следует учитывать, что информационные технологии развиваются стремительно и, следовательно, программа преподавания дисциплины должна меняться и отражать современное положение в области информационных систем. В частности, значительное внимание в лекционном и лабораторном материале должно быть уделено информационным системам сети Интернет. При изложении материала следует акцентировать внимание не только на базовых возможностях поисковых сервисов Сети, но и на нетрадиционных, плохо освещаемых в литературе подходах.

Учебно-методическое обеспечение подготовки специалистов должно включать учебники, учебные и учебно-методические пособия. Следует признать, что по данной дисциплине полноценных интегрированных учебных материалов практически не существует. Есть старая литература по основам информационного поиска, не утратившая, впрочем, своей ценности. Есть небольшое число учебных публикаций, посвященных поиску в Интернет в целом или отдельным поисковым системам. Но основным, наиболее доступным источником информации оказываются электронные публикации, раскиданные по сети. Представляется целесообразным создание постоянно обновляющейся электронной хрестоматии по дисциплине. Сейчас эту роль играют специализированные сайты, посвященные поисковым системам, однако почти все они - англоязычные.

Практические занятия должны быть направлены на освоение наиболее полного спектра методов и средств поиска информации. При этом следует обращать внимание на выявление общего и частного в различных поисковых сервисах. Практические занятия должны предусматривать как решение учебных задач вместе с преподавателем, так и проведение студентами самостоятельного поиска информации и сравнения поисковых систем. Объектами таких самостоятельных аналитических работ могут быть: 1) отдельная система; 2) несколько однотипных систем; 3) отдельные средства или методы.

В первом случае целью работы являются: изучение, освоение системы; разработка методического пособия, помогающего с ней работать; проверка возможностей системы (в идеале, всех), оценка (что и как работает, что не работает), анализ возникающих проблем; оценка системы: объем заиндексированных ресурсов, мощность поискового механизма (язык запросов, критерий смыслового соответствия); описание интерфейсов: заглавная страница, ввод запросов, представление результатов поиска.

Во втором случае осуществляются: сравнение эффективности поиска; сравнение языков запросов; сравнение интерфейсов; выявление сходных и различных элементов, сущностных и терминологических различий.

В третьем случае, в результате анализа отдельных поисковых средств выявляются: их сущность; способы реализации в различных системах; методологические "ноу-хау"; дается оценка их применимости и эффективности.

Индивидуальные задания позволяют выбрать наиболее результативные методы решения конкретных поисковых задач. При этом результаты выполнения индивидуальных работ должны докладываться и обсуждаться на семинарах. Такая работа способствует активизации творческой компоненты в процессе преподавания и обучения.

Hosted by uCoz