Вохрышева Е.В.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ


Основной целью обучения иностранному языку в Самарской государственной академии культуры и искусств является обеспечение высокого уровня знаний и навыков владения иноязычной коммуникацией в соответствии с профессиональным профилем будущих специалистов.

Для реализации данной цели в Академии предпринята попытка комплексного профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием учебников традиционного направления для гуманитарных факультетов неязыковых вузов, грамматических справочников и лексико-грамматических разработок, специализированных профессионально-ориентированных пособий.

Для специалистов библиотечно-информационного профиля на кафедре иностранных языков СГАКИ создан целый ряд специализированных методических разработок, среди которых наиболее целостным, интегрирующим предыдущий опыт работы по обучению профессионально-ориентированному английскому языку, является учебное пособие "English in Library and Information Context" "Английский язык в информационно-библиотечном пространстве" (Вохрышева Е.В., Григорьева В.Г., 2000). При обучении студентов факультета культурологии используются разнообразные современные учебники и пособия в различных их сочетаниях, для того чтобы наиболее полно познакомить их с различными тематическими разделами и лексико-грамматическими особенностями текстовой и коммуникативной репрезентации языкового материала. Среди них учебные пособия "Английский для гуманитариев" С.А. Шевелевой, "Английский язык 2000" Агаповой Г. и Агаповой Н., "Английский язык для студентов заочной формы обучения" Хведчени Л.В. и др., "Advanced English" Выборовой Е.Г. и др., "Английский язык для Вузов искусств" Либермана Н.И. и др.

Помимо специализированных учебных пособий, используются материалы страноведческого характера, затрагивающие вопросы социальной политики, студенческой жизни, жизни выдающихся людей, истории стран и их языков и в значительной степени расширяющие кругозор и коммуникативную компетентность обучаемых.

В целях овладения навыками говорения на определенные темы в стереотипных ситуациях общения в процессе обучения используется также интерактивный мультимедийный курс "English in Communication" Т.Н. Игнатовой. При проведении некоторых занятий применяются также компьютерные программы "Platinuum English", "Bridge to English", "Speaking English".

Для оценки внедрения комплекса коммуникативно-ориентированных мультимедийных программ, профессионально ориентированного учебника и других дополнительных материалов в систему обучения специалистов библиотечно-информационного профиля, а также профилированного учебника и мультимедийной учебной среды для специалистов-культурологов было проведено анкетирование.

Анкета включает в себя четыре блока вопросов. Первый из них направлен на выяснение отношения студентов к изучению иностранного языка и их восприятия разных методических средств, способствующих развитию навыков использования языка в текстовой письменной и устной деятельности. Второй - касается использования в учебном процессе специализированного учебника. Третий блок связан с раскрытием отношения студентов к применению в процессе обучения английскому языку мультимедийного курса. Четвертый раскрывает особенности предпочтений студентов и их оценку дополнительных материалов, подготовленных преподавателем. Анкетирование, таким образом, позволяет определить информационное пространство процесса обучения английскому языку и выявить приоритеты в его градациях.

Практически все студенты и того и другого факультетов считают изучение английского языка важным и хотят увеличения часов на программу английского языка (БИФ - 100%, ФК - 100%). Сочетание всех средств обучения и комбинации различных средств (например, специализированного учебника, электронного учебника и видеоматериалов или традиционного, специализированного, электронного учебника и материалов, подобранных преподавателем) приветствуется 73% студентов БИФ и 100 % студентов ФК. 14% студентов БИФ предпочитают изучать английский язык только по специализированному профильному учебнику, и еще 13% - только по электронному учебнику. На факультете БИФ 73% студентов считают профильный учебник полезным для себя в профессиональном плане и расширяющим профессиональный кругозор. 13% студентов считают данный учебник сложным и скучным; в основном это представители первого курса обучения. 40% респондентов отметили оригинальность учебника, и 26% - его информативность. Среди тем учебника выделяются связанные с национальными библиотеками мира, типами библиотек, Интернет, электронной доставкой материалов, непрерывным библиотечным образованием в разных странах. На факультете ФК 89% испытуемых предпочитают учебники гуманитарной направленности, по которым они обучаются в вузе. Они считают их информативными и интересными. Скучными и сложными их считают 11% обучаемых. Многие выделяют темы: образование в Великобритании и Америке, история Великобритании, история английского языка, гендерная лингвистика.

Включение мультимедийного компьютерного курса в систему обучения английскому языку высоко оценили 80 % студентов БИФ. Оценка "нравится и не нравится" фиксируется у 20%. На факультете ФК динамика совершенно иная, так как нравится включение компьютерных технологий в дидактическую систему только 30% обучаемых, нравится и не нравится - 58% и 12% не нравится вообще. Это различие во мнениях, безусловно, связано с непосредственными профессиональными потребностями студентов разных факультетов.

Hosted by uCoz