Власенко Н.М.

ПРИОБЩЕНИЕ К МИРОВЫМ КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ


Стремительная интеграция и глобализация, сопровождаемые взаимопроникновением культур, вовлекают человечество в огромный безостановочный диалог, требующий определенного знания своеобразных "кодов" и "шифров" общения, т.е. иностранных языков. Сегодня в Европе, и не только, нормой считается свободное общение на 2-3 иностранных языках. Даже на заре советской власти всероссийский староста М.И. Калинин говорил, что каждый культурный человек должен знать хотя бы один иностранный язык.

В настоящее время мы все чаще и чаще обращаемся к мировым шедеврам и ставшими универсальными ценностями произведениям искусства и культуры. И отчетливо понимаем, что помимо новых информационных технологий в современном мире невозможно обойтись без соответствующего уровня языковой и социокультурной подготовки.

В вузе культуры это приобретает еще большее значение ввиду многочисленных профессиональных контактов наших специалистов с представителями других культур, а также при изучении культурного наследия. Современный специалист не будет современным, если он не умеет общаться на иностранном языке. Кафедра иностранных языков МГУКИ уделяет большое и пристальное внимание новейшим педагогическим технологиям в современном языковом образовании, которые призваны развивать творческий потенциал личности, способствовать целостному и гармоничному восприятию и осознанию образа мира.

Межкультурная коммуникация, или cross-cultural communication, подразумевает обмен информацией с целью удовлетворения познавательных потребностей наших студентов и их творческой самореализации. Приоритетную значимость приобрело обучение иностранному языку как средству опосредованного общения и восприятия интеллектуального наследия стран изучаемого языка.

В наступившем третьем тысячелетии существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Содержание языкового образования широко распахнуло двери не только в культуры стран изучаемых языков, но и других стран мира. Перед студентами открывается огромный объем аутентичных материалов, содержащих современные, релевантные, живые реальные тексты. В них каждодневная жизнь людей других культур, их традиции, быт, привычки, исторические, культурные и семейные ценности, глобальные проблемы, волнующие людей и т.п.

Не стало идеологических рамок и политических клише, определяющих границы изучения других культур.

Существенно возросли образовательные и самообразовательные функции иностранного языка и их профессиональная значимость на рынке труда. Данное обстоятельство повлияло на усиление мотивации изучении языков международного общения. Все чаще можно увидеть примеры общения руководителей государства с партнерами по переговорам без переводчиков.

Современный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования определяет именно общение как целевую доминанту обученности иностранному языку.

Актуальной проблемой в современном российском обществе является обучение профессионально ориентированному общению, имеющему целью формирование устойчивых речевых умений и навыков, необходимых для обработки и использования аутентичной иноязычной информации.

Анализ документов Совета Европы по вопросам образования и профессиональной подготовки специалистов свидетельствует о том, что в общеевропейском сообществе проводится целенаправленная политика, ориентированная на формирование и развитие способности специалистов свободно общаться на иностранном языке в сфере профессиональной деятельности, а в нашем случае - в сфере культуры.

Практическая реализация межкультурной коммуникации осуществляется в процессе обмена студентами в ходе международных гуманитарных программ, активного свободного передвижения студентов по миру во время гастролей, деловых и туристических поездок, а также научных конференций.

Новая социальная ситуация, а также острая необходимость межгосударственных и межпрофессиональных обменов информацией диктуют новые отношения людей к изучению иностранных языков и новые подходы в межкультурной коммуникации.

Таким образом, трудно переоценить роль и значение изучения иностранных языков с целью приобщения к мировым культурным ценностям.

Hosted by uCoz