Вязникова В.В.

РАЗВИТИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ


В процессе реформирования современного российского общества происходит качественное обновление и совершенствование всех сфер жизнедеятельности, включая образование и профессиональную подготовку специалистов.

В библиотеках национальных республик преследуется цель сохранения и развития национальной культуры, создания языковой среды, изучения национальной письменности и культуры. Отсюда вытекают требования к подготовке библиотечно-информационных специалистов, в центре обучения которых должен быть этногенез: зарождение и развитие этноса, его история, связь с другими народами, культура в единстве с человеческой культурой.

Унификация образования кроме позитивного - возможности реализации горизонтальных связей, преемственности, интеграции образовательных структур, имела и негативные последствия: способствовала обезличиванию, нивелированию национальных особенностей, ослаблению национального самосознания народов. Пренебрежение этим фактом в условиях многонационального государства затрудняло укрепление межнациональных отношений, мешало выполнению библиотечно-информационным учреждениям своей профессиональной задачи - создания и поддержания условий для развития исторически сложившихся этнических характеристик культуры, языка, обычаев.

В последние годы Республика Марий Эл провозгласила образование приоритетным направлением. Законодательной основой государственной политики в области образования является Конституция РФ, включенные в нее Федеративный договор, закон РФ "Об образовании", закон "О регулировании отношений в сфере образования на территории Республики Марий Эл", закон "О языках".

Республика многонациональная: на ее территории проживает свыше 50 народов. Самые многочисленные: мари - 43%, русские - 47%, татары - 46%, чуваши - 1%, удмурты - 0,3%. Характерно локальное проживание.

Особенности республики: принадлежность к финно-угорской языковой группе; небольшая плотность населения, низкий уровень урбанизации; марийцы, единственный во всей Европе народ, сохранивший в чистоте веру своих предков; приверженность к исконным религиозным верованиям в определенной мере способствовала утверждению национального самосознания мари; республика аграрная, благодаря значительному преобладанию сельского населения у марийцев по сравнению с коренными народами соседних республик более высокий уровень владения родным языком, что является важным фактором сохранения многих этнических черт, традиций, культуры, быта, обычаев марийского народа; относительно небольшое число средних и высших учебных заведений, отсутствие вузов социокультурной направленности.

Подготовка собственных библиотечных кадров в республике началась более 40 лет назад, и до 1997 г. колледж культуры был единственным в республике учреждением профессионального библиотечного образования. Обучение в вузах за пределами республики осложнялось экономическими причинами и оторванностью от реальных культурных запросов и национальных особенностей региона. К середине 90-х гг. 70% работников сельских библиотек имели среднее профессиональное образование (в начале 60-х гг. - 20%). В этом была заслуга колледжа культуры (прежнее культпросветучилище). За годы его функционирования было подготовлено свыше 800 библиотечных работников.

С годами растущие требования к знаниям, умениям, навыкам современных специалистов библиотечно-информационной сферы и следование процессам университетизации обусловили открытие библиотечного отделения в 1997 г. на базе Марийского государственного университета (МарГУ). Пятилетний опыт работы этого отделения позволяет говорить о начале очередного этапа в процессе развития библиотечного образования в республике. В организации учебного процесса большую помощь оказал опыт вузов культуры Москвы, Санкт-Петербурга, Казани. В настоящее время набор студентов производится небольшими группами 15-18 человек: 1) во избежание перенасыщения рынка труда; 2) для оптимизации учебного процесса (дифференцированный подход, учет индивидуальных особенностей).

Курсы социального и гуманитарных циклов идут параллельно с общественным, усложняясь по годам (педагогика, психология, культурология, политология, философия, основы права, социология). Введение предметов со сложной структурой на начальных этапах учебы настраивает студентов на серьезный лад, формируют способности к познавательному труду.

Государственный стандарт 1996 г., выделив федеральный и региональный компоненты, юридически закрепил право вузов самостоятельно определять наполняемость программ в соответствии с потребностями и особенностями своего региона.

В национально-региональный компонент МарГУ включены не только дисциплины, пропагандирующие национальную культуру, язык народов мари, но и народов Поволжья, финно-угорской группы, русскую культуру, культуру народов мира. Сюда же включен ряд дисциплин общего характера, в содержании которых чаще всего используется краеведческий материал. Такая трактовка национально-регионального компонента позволяет воспитывать будущего библиотекаря не только на культурных традициях своего народа, но и на лучших образцах мировой культуры, учит с уважением и пониманием относиться к человеку любой национальности.

Опытным путем определялась эффективность различных форм и методов работы: экспериментальное введение "дней самоуправления", проведение практических занятий в отделах университетской библиотеки, еженедельные учебные практики 1-2 курсов на базе библиотеки.

Поддерживается тесное взаимодействие библиотечного отделения с библиотеками города. Опытные работники библиотек читают спецкурсы, выступают рецензентами дипломных работ.

Деятельность педагогического коллектива не завершается государственным экзаменом. Последующая связь с выпускниками не только помогает им адаптироваться на новом месте и утвердится в профессии, но и дает информацию о соответствии содержания учебного процесса требованиям жизни.

Формирование специалиста - процесс многогранный. Одна из его сторон - профориентация. Для уменьшения случайно попавших людей на отделение необходимо проводить целенаправленные мероприятия, знакомящие с характером библиотечной профессии, шире использовать возможности рекламы.

На сегодняшний день, наряду с качественной подготовкой специалистов, важное значение приобретает переподготовка уже работающих библиотекарей. Это вызвано ускоренным темпом развития научно-технических процессов, социокультурными изменениями в обществе. Быстрое устаревание информации, смена образовательных, библиотековедческих парадигм, изменение приоритетных функций библиотеки, компьютеризация, выделение новых специальностей в библиотечно-информационной сфере, таких, как маркетолог, менеджер, требуют целенаправленного, систематического обновления имеющихся знаний, умений для оптимальной адаптации к сегодняшним реалиям. Отсюда задача создания системы непрерывного библиотечного образования в республике. Для этого необходимо: восстановить подготовку специалистов среднего уровня (при открытии библиотечного отделения в МарГУ подготовка библиотекарей в колледже прекратилась); сформировать комплекс внешних и внутренних связей "колледж-вуз"; реанимировать организационно-образовательную структуру республики, эффективно функционировавшую ранее по подготовке и переподготовке библиотечно-информационных работников.

Проблема национального образования сегодня остается актуальной. Но начинает складываться его новое понимание, национального не только по языку обучения, но и по содержанию, по целям сохранения и передачи своей культуры, становлению определенного типа личности.

Несовершенство современной региональной системы образования республики требует анализа, качественного улучшения содержания и методики обучения, обеспечивающего необходимый уровень подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, чтобы в итоге привести образовательную практику в соответствие с потребностями региона.

Часы Viceroy киев - женские часы.
Hosted by uCoz