Тарасова И.Б., Василькович И.Я.

БЕЛОРУССКИЕ БИБЛИОТЕКАРИ УНИВЕРСИТЕТОВ ПОВЫШАЮТ КВАЛИФИКАЦИЮ


Человеческое общество переходит постепенно в информационный век. Количество информации в мире увеличивается с огромной быстротой, и она превращается в источник развития не только научной и производственной, но также экономической, политической и культурной сфер жизни. Это самым существенным образом отразилось на обучении в университетах, на деятельности их библиотекарей. Поэтому регулярное повышение квалификации библиотечных кадров университетских библиотек республики Беларусь Фундаментальная библиотека Белорусского государственного университета считает первостепенной задачей. Этот выбор не случаен - университет является центром просвещения, науки и культуры, флагманом высшей школы Республики Беларусь, ведущим учебным заведением в национальной системе образования. БГУ - крупный учебно-научно-производственный и хозяйственный комплекс: осуществляет подготовку специалистов по всем отраслям знания, имеет развернутую систему научно-исследовательских институтов и центров, активно внедряет в практику работы новые информационные технологии. Накопленный за многие десятилетия опыт обучения, научной деятельности, прочная материально-техническая база, наличие компьютерных классов, лекционных аудиторий и лабораторий дает право с полной уверенностью заявить, что обучение, организованное подобным образом под эгидой БГУ, будет максимально эффективным.

Наряду с классическим формами повышения квалификации, Библиотека использует и новые формы. В 2000 г. при ней был создан тренинг-центр, целью которого явилось повышение профессионального, образовательного и культурного уровня библиотечных специалистов Беларуси, совершенствование деловых качеств и подготовка библиотечных работников к выполнению новых функций библиотечно-информационного обслуживания на основе современных компьютерных технологий. Однако основной упор был сделан на вузовские библиотеки. В Беларуси сейчас действуют 42 государственные и 14 негосударственных вузов. В них работают около 1500 библиотекарей.

В библиотечном деле сейчас необходим активный человек, умеющий принимать решения, выдвигать идеи и т.д. Поэтому тренинг-центр в своей деятельности стремится к модели "многосторонней коммуникации", при которой активной стороной контакта между преподавателем (тренером, модератором, обучающим) и обучающимся (слушателем, студентом) становится обучающийся, а не обучающий, роль самого обучающегося возрастает и он становится "центром собственного образования". Ведущими дидактическими принципами тренинг центра являются: принцип равных возможностей (обучаются все, а не избранные группы библиотекарей); дифференцированный подход к слушателям, опирающийся на множественные критерии (повышение квалификации и переподготовка; разбиение на группы слушателей); ориентация обучения не только на увеличение общих и специальных знаний, но и на формирование умений использовать эти знания в повседневной работе; акцент на усиление мотивации к учению и готовности к профессиональной деятельности, на повышение самооценки; формирование готовности к самообразованию, постоянному совершенствованию профессионального мастерства, индивидуальной культуры учебной и профессиональной деятельности; принцип сотворчества ученика и учителя в процессе обучения.

В 2001 г. были проведены двухнедельные курсы для следующих групп слушателей: менеджеров, автоматизаторов, комплектаторов, каталогизаторов, библиографов, работников отделов обслуживания. Им был предложен учебно-тематический план, состоящий из 6 блоков: "Библиотечный менеджмент", "Современные информационные технологии", "Комплектование и каталогизация фондов", "Справочно-библиографическая и информационная работа", "Библиотечное обслуживание читателей", "Общеобразовательные дисциплины".

В учебные планы тренинг-центра вошли также небольшие курсы по выбору: имидж библиотеки; миссия библиотеки; законодательная и правовая база библиотечной деятельности; фандрейзинг; электронные библиотеки, корпоративная каталогизация; эргономичная организация обслуживания читателей; формирование библиотечных услуг; При тренинг-центре существует также возможность изучения иностранных языков.

Занятия проводились в форме курсов, а также проблемно-ориентированных семинаров, мастер-классов и творческих лабораторий. В учебном процессе преобладали интерактивные формы обучения: деловые игры, "мозговые атаки", "круглые столы", творческие лаборатории, предусматривающие активное участие обучающихся в решении поставленных учебных задач.

В марте и июне 2002 г. проходили однодневные семинары "Активные методы обучения в преподавании библиотечно-информационных дисциплин". В семинарах приняли участие преподаватели, Института проблем культуры, Белорусского государственного университета культуры, Могилевского библиотечного техникума, Гродненского колледжа искусств.

28-29 янв. 2003 г. прошла зимняя школа на тему "Актуальные проблемы библиотечного образования", посвященная активизации процесса обучения. В проведении школы планируют принять участие руководители и координаторы тренинг-центров из Литвы, Украины и России.

Hosted by uCoz