Сыщенко С.В.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ


Современное информационное общество требует от высших учебных заведений готовить библиотечно-информационных специалистов, способных: 1) мобильно адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике; 2) самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие проблемы и искать пути их рационального решения, используя современные технологии; 3) грамотно работать с информацией; 4) быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать в коллективе; 5) самостоятельно работать над развитием собственной морали, интеллекта, культурного уровня. Совершенствование педагогических технологий высших учебных заведений библиотечно-информационного профиля Украины позволяет внедрять элементы новой формы непрерывного обучения - дистанционного образования.

Дистанционное образование (ДО) - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь (Интернет) и т.п.). Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Создание автоматизированных систем ДО, их широкое распространение и внедрение объясняется тем, что они пытаются решить следующие задачи: уменьшить срок обучения по стандартным формам образовательных программ и полностью решить имеющую проблему подготовки актуальных в текущий период времени специалистов; повысить качество обучения, так как специфика подготовки учебных пособий и программ для ДО позволяет привлечь с наименьшими затратами ведущих преподавателей, специалистов и ученых; снизить по сравнению с традиционными методами обучения затраты на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов.

Учитывая, что центры ДО разрабатываются на основе гипермедийных технологий, а их функционирование происходит в комплексе "человек-машина", структуру этой сложной системы можно представить следующим образом: 1. Информационный раздел. 2. Учебный раздел. 3. Контролирующий раздел.

Информационный раздел представлен в виде сервера, на котором отражена информация о вузе и возможности дистанционного обучения в нем, условия, перспективы, новости, цены, библиотека, предложения о сотрудничества и т.п.

В учебном разделе организуется система обучения в том виде, который удобен для конкретного центра ДО. Он должен содержать отлаженную систему передачи информации, возможность интерактивных консультаций (в режиме переписки, конференции). В учебном разделе должны быть сосредоточены базы данных обучаемых, списки направлений по дисциплинам и непосредственно учебные пособия (учебники, тесты, программы, анкеты и т.п.), взаимосвязи между ними. Здесь также необходимо предусмотреть очередность поступающих на проверку заданий, систему оценивания обучаемых.

Контролирующий раздел должен обеспечивать доступ преподавателя к базам данных обучаемых, содержать консультационные материалы и правильные варианты контрольных, тестовых и прочих заданий, возможность оценивания и хранения информации об успеваемости.

Система ДО конкретного вуза должна включать следующие виды обеспечения: методическое, программное, техническое, информационное, организационное. Вузы библиотечно-информационного профиля Украины на современном этапе развития, имея программный, технический и информационный компонент обеспечения, разрабатывают методический и организационный.

Hosted by uCoz