Сидорова И.В.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ФОРМЫ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Краеведение как знание о своих родных местах зародилось в далеком прошлом. Слово "краеведение" общеупотребительно в настоящее время. Однако утвердилось оно в нашем языке лишь в начале ХХ в., хотя восходит к одному из древних значений слова "край": страна, область, местность, Сейчас краеведение - это и наука и научно-популяризаторская деятельность определенной проблематики.
Краеведение в Тамбовской области относится к числу наиболее древних и богатых традициями знаний, история его развития может быть полезна и в наши дни, когда краеведческое движение получает большую популярность в нашей стране.
Основоположником краеведения на Тамбовщине считается священник С.А. Березнеговский, который в 40-60 гг. XIX в. опубликовал ряд работ по проблемам происхождения городов и учреждений края.
Научное краеведение, направленное на всестороннее изучение Тамбовщины расширилось и углубилось вместе с развитием исторической науки. В настоящее время наиболее заметные краеведческие исследования на Тамбовщине ведут Тамбовский университет им. Г.Р. Державина, Мичуринский государственный аграрный университет и другие учреждения области.
Выделим основные краеведческие темы, наиболее популярные у исследователей Тамбовщины:
1. Древнейшее население Тамбовского края;
2. Основание населенных пунктов и учреждений Тамбовщины;
3. Крестьянские восстания;
4. Г.Р. Державин и Тамбовский край;
5. Политическая ситуация в Тамбовской губернии в 1917 г.;
6. Восстание против Советской власти. "Антоновщина";
7. Культурное развитие Тамбовских земель;
8. Великая Отечественная война и Тамбовский край;
9. Христианские традиции Тамбовщины;
10. Знаменитые люди Тамбовского края.
Формы краеведческой работы в вузе разнообразны: кружки и общества, туристические походы и экскурсии, встречи с местными краеведами, археологические раскопки, вечера, конкурсы, олимпиады, открытие вузовского краеведческого музея, создание электронных каталогов по краеведению. Большое значение вузовское краеведение имеет в приобщении студентов к работе по охране исторических памятников.
В учебных планах исторических факультетов педагогических вузов предусмотрен курс "Историческое краеведение", его основное назначение - подготовка будущих учителей к самостоятельной работе по краеведению в школах.
Таким образом, краеведение - это одна из самых доступных сфер применения приобретаемы студентами исторических знаний и умений, создающее условие для работы исследовательского характера и развитию навыков общественной деятельности.